Микрорайон
приднестровского города Дубоссары – Коржево, давно стал территорией, где
постоянно происходят локальные инциденты между Молдовой и Приднестровьем. В
2007 году один из таких инцидентов едва не привел к вооруженному противостоянию
правоохранительных органов сторон. Проблема заключается в том, что Молдова не
хочет признавать того факта, что данный микрорайон находится под юрисдикцией
Приднестровья. На заседании Объединенной контрольной комиссии в минувший
четверг делегация Молдовы в Объединенной контрольной комиссии по этому поводу
даже распространила заявление, в котором утверждается, что «согласно
постановлению Парламента РМ о некоторых изменениях
административно-территориальном устройстве от 10.09.1991 года, села Коржево и
Махала, существовавшие ранее как отдельные административные единицы, были
выделены из состава города Дубэсарь и включены в состав Дубэсарьского района».
Мало того, якобы под этим решением парламента стояли подписи и депутатов из
Приднестровья, якобы являвшимися членами высшего законодательного органа
Республики Молдова.
Чтобы доказать всю абсурдность заявлений
молдавской стороны, приднестровской делегацией в ОКК на сегодняшнем заседании
Объединенной контрольной комиссии было распространено заявление, в котором, в
частности, говорится: «К большому сожалению, содержание Обращения дает полное
представление о том, что данный документ преследует отнюдь не заявленные в
названии цели. По сути, это попытка придать легитимность провокационным
действиям молдавской стороны в микрорайоне Коржево города Дубоссары 02 марта
2011 года, которые способны дестабилизировать обстановку в Центральном участке
Зоны Безопасности.
Постановление Парламента
Республики Молдова «О некоторых изменениях в административно-территориальном
устройстве» № 709-XII
от 10 сентября 1991 года по определению не может быть применено в качестве
довода, подтверждающего правомерность претензий Молдовы на часть города
Дубоссары.
Представленным молдавской
делегацией документом постановлено «выделить села Коржова и Махала,
существовавшие ранее как отдельные административные единицы, из состава города
Дубэсарь, включив их в состав Дубэссарского района», а также, что не
менее важно, «образовать примэрию в селе Коржова, включив в ее состав село Махала»
и при этом, на что делается особый упор в обращении молдавской делегации, – «соответствующие
органы сформировать согласно действующему законодательству».
Однако молдавские коллеги не
пожелали напомнить участникам миротворческого процесса о том, что 22 мая 1990
года депутаты Верховного Совета Молдавской ССР, представляющие районы
Приднестровья были жестоко избиты у стен Верховного Совета ССРМ (так уже
назывался высший орган законодательной власти в Молдове) молдавскими
националистами в присутствии и под «улюлюканье» многотысячной толпы сторонников
национальной идеи. С этого момента присутствие приднестровских депутатов в
молдавском Парламенте было крайне редким.
Нет в молдавском Обращении ни
слова и о том, что 23 июня 1990 года Молдова заявила о
своем суверенитете.
В этот же день Парламент Молдовы утвердил «Заключение специальной комиссии по
пакту Молотова-Риббентропа», которым признал незаконным факт создания
Молдавской ССР в 1940 году. И, уж конечно, молдавские коллеги не стали в
Обращении указывать, что сразу за этим событием, сразу после принятия
Парламентом Молдовы Декларации о суверенитете ССР Молдова, депутаты Верховного
Совета Молдавской ССР от Приднестровья заявили о прекращении своих депутатских
полномочий в органах законодательной власти Молдовы. А немногим более, чем
через два месяца, 2 сентября 1990 года, Приднестровье объявило о создании своей
государственности.
Более того, авторам Обращения
следовало бы напомнить участникам миротворческого процесса о том, что 27 августа 1991 – Молдова заявила о своей
государственной независимости. То есть государство, депутатами которого
избирались когда-то приднестровские представители, перестало существовать.
Постановление же Парламента
Республики Молдова «О некоторых изменениях в административно-территориальном
устройстве» № 709-XII
было принято лишь 10 сентября 1991 года. Иными словами, столь торжественно
преподнесенный молдавскими коллегами документ был принят молдавским
Парламентом:
- спустя две недели после
провозглашения Молдовой независимости;
- спустя более, чем год после
объявления о создании своей государственности Приднестровьем;
- спустя год и почти три месяца
после заявления о суверенитете Молдовы и признания незаконным
факта создания Молдавской ССР в 1940 году;
- спустя более, чем год после
объявления депутатов Верховного Совета Молдавской ССР от Приднестровья о
прекращении своих депутатских полномочий в молдавском Парламенте.
Объявление в «Обращении делегации
Республики Молдова в Объединенной
Контрольной Комиссии по вопросу обеспечения стабильности на Центральном участке
Зоны Безопасности в районе н.п. Коржова, Дубэссарского района» № ОК-118 от 17
марта 2011 года о том, что «необходимо отметить, что на момент принятия
данного Постановления в состав Парламента Республики Молдова ХП-го созыва
входили и депутаты, представляющие районы левобережья Днестра» – явно
не соответствует действительности.
К сожалению, миротворческая
практика Молдовы в Приднестровье изобилует подобными примерами. При этом именно
приднестровская сторона постоянно голословно, а порой и просто огульно
обвиняется нашими молдавскими коллегами в подтасовывании фактов, в организации
провокаций в Зоне Безопасности, на самом деле осуществленных молдавскими спецслужбами.
На фоне постоянно звучащих со
стороны Молдовы призывов к укреплению мер доверия, к обеспечению свободного
перемещения, как обычно выясняется, молдавских граждан, по Зоне Безопасности, к
открытости и полной прозрачности в обмене информацией о воинских частях в Зоне
Безопасности, что определяется, якобы, высокой степенью миролюбия молдавской
стороны, подобная вышеуказанной деятельность выглядит более чем странно.
Полагаем, что нездоровая полемика
вокруг провокации 2 марта 2011 года в микрорайоне Коржево города Дубоссары
должна быть полностью прекращена. Сторонам же следует извлечь из этого
инцидента необходимые уроки и предпринять меры по недопущению впредь осложнения
обстановки на Центральном участке Зоны Безопасности».
Заявление
подписали: Сопредседатель Объединенной Контрольной Комиссии от Приднестровья О.
Л. Беляков, члены Объединенной Контрольной Комиссии от Приднестровья О. А. Гудымо, В. В. Вакарчук, К. М.
Калиненок, А. А. Малярчук, В. А. Изотов.
|