Вот
уже более двадцати лет газета "Коммерсант PLUS" последовательно и
всесторонне освещает жизнь ПМР на своих страницах. Постоянные читатели
газеты, отслеживая развитие событий в Приднестровье, присылают в
редакцию письма с многочисленными вопросами по этой теме. Редакция
издания отобрала наиболее актуальные и интересные вопросы и задала их
Президенту Приднестровской Молдавской Республики Игорю Смирнову. Мы
публикуем ответы на них. –
Игорь Николаевич, 21 июня в Москве начались переговоры по
урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Как, на Ваш взгляд,
будет проходить "разморозка" отношений между Кишиневом и Тирасполем?
–
Хочу сделать принципиальное уточнение. 21 июня в Москве прошли
неофициальные консультации в формате "5+2" (Приднестровье и Молдова –
стороны, Россия и Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, США и
Евросоюз – наблюдатели). Переговоры по урегулированию отношений между РМ
и ПМР ведутся президентами сторон. Но в Молдове, как Вы знаете, сейчас
нет главы государства.
Если
же говорить о возобновлении официальных консультаций в формате "5+2"
(некоторые наши партнеры рассчитывают, что в Москве будет принято такое
решение), то мы по-прежнему не видим со стороны Кишинева готовности к
равноправному и ответственному диалогу. Молдовская сторона продолжает
осуществлять политические, экономические и другие меры давления на
Приднестровье, рассчитывая заставить нас капитулировать. Такой политики
придерживались коммунисты Воронина, и мы видим, что такой же подход
сохраняется у сегодняшней молдовской власти.
У
правящего либерального альянса нет ни стремления, ни желания искать не
только политическую развязку, но и решение конкретных проблем в рамках
деятельности экспертных (рабочих) групп. События последних двух лет
показали, что современное руководство Молдовы не принимает
самостоятельных решений, оно исполняет рекомендации ЕС и США, а также
своих румынских друзей. А цели Запада здесь известны: этих покровителей
Кишинева не интересует жизнь простых людей на Днестре. Они
руководствуются задачей вытеснения из региона России и ликвидации
приднестровского государства как последовательного союзника Москвы.
В этой ситуации те или иные решения по московской встрече будут приниматься исходя из комплексного анализа всех факторов.
–
Каково отношение руководства ПМР к переговорному процессу, с учетом
последних заявлений руководителей внешнеполитических ведомств Республики
Молдова и Румынии?
–
К таким заявлениям нельзя относиться равнодушно. Я не могу понять
людей, наделенных властными полномочиями, которые в XXI веке действуют
как при феодальном строе. Судя по их словам, они видят задачу лишь в
том, чтобы собрать с приднестровцев побольше "дани", а если мы будем
сопротивляться – усилить давление через механизмы экономических и других
санкций. Именно об этом говорит министр иностранных дел и европейской
интеграции Республики Молдова Юрий Лянкэ.
Официальный
же Бухарест вообще выступает в роли провокатора. Румынии постоянно
мешают российские войска в Приднестровье, в то время как на своей
территории она размещает американские военные базы. Одной рукой Бухарест
подписывает соглашение о размещении у себя элементов американской
системы ПРО, а другой тут же требует вывода российских войск. Военные
базы США расположены в десятках стран мира, американская армия ведет
войну в Афганистане и Ливии, и это почему-то считается нормальным.
Россия – миротворец, обеспечивает безопасность, стабильность и мир, а ее
хотят заставить уйти из Приднестровья. И главное, кому от этого будет
лучше? Только не приднестровцам!
–
Считаете ли Вы реальным будущим Приднестровья точку зрения официальных
представителей Российской Федерации и США, которую они неизменно
подтверждают в своих заявлениях о территориальной целостности Республики
Молдова?
–
Мы не посягаем на территорию Молдовы. Если имеется в виду
территориальная целостность бывшей МССР, то здесь есть вопросы. Разве в
1990 году у Молдовы были Джурджулешты? А чья сейчас территория в районе
Паланки? Молдовская и украинская? К какой именно территориальной
целостности призывают вернуться наши зарубежные партнеры? Мне кажется,
что порой официальные лица повторяют эти слова как заклинание, не
вдумываясь в их истинное значение и не оценивая всех
международно-правовых последствий, к которым могут они привести. Но даже
если отбросить эти проблемы, то в рамках границ бывшей МССР сейчас
существуют два независимых государства. Новейший европейский опыт дает
нам примеры подобных решений. Достаточно вспомнить союзное государство
Сербии и Черногории.
–
По оценкам многочисленных экспертов и политологов, в этом году
Верховный Совет ПМР рассмотрел много интересных законопроектов. Все они
приняты для модернизации законодательной базы Приднестровья. Какой из
них Вы считаете концептуальным для дальнейшего развития?
–
Несмотря на то, что 2011 год только начался, Верховный Совет уже принял
около 80 законов в самых разных сферах: в рамках трудового
законодательства, об административных правонарушениях, гражданского
законодательства. Но правотворчество – непростой многоступенчатый
процесс, и достаточно сложно выделить отдельные законопроекты, которые
можно было бы с уверенностью назвать концептуальными и влияющими па
дальнейшее развитие нашего государства. Законодательство ПМР носит
социально ориентированный характер. Можно сказать, это и есть
концептуальная основа нашей правовой системы: принимается много
социально-экономических законов, направленных на повышение уровня жизни
граждан, создание благоприятных условий для бизнеса.
Буквально
в середине июня была разработана и направлена в Верховный Совет на
рассмотрение Концепция бюджетной и налоговой политики на 2012 год и
среднесрочную перспективу. Государство старается подходить комплексно к
правовому регулированию экономических вопросов, так как от этого зависят
и внутренняя стабильность, и благополучие наших граждан.
Хочу
обратить ваше внимание на выдвинутый в этом году группой депутатов на
рассмотрение Верховным Советом проект Конституционного закона
Приднестровской Молдавской Республики "О внесении изменений и дополнений
в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики", который на данный
момент принят законодательным собранием во втором чтении. Принимая во
внимание, что именно принципы и положения Конституции являются главным
ответом на вопросы, требующие правовой оценки, принятие изменений
(дополнений) в Конституцию простимулирует значительное обновление всего
законодательства. Соответственно, учитывая масштабность планируемых
изменений в структуре и функционировании органов государственной власти,
проект Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики "О
внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской
Молдавской Республики" поможет усовершенствовать систему
государственного управления в ПМР путем создания механизмов
взаимодействия и функционирования органов государственной власти и
определит направление дальнейшего развития как законодательства ПМР, так
и республики в целом.
Этот
закон и те нормативные акты, которые будут приниматься в целях его
реализации, оформят масштабные перемены в системе государственного
устройства нашей республики.
Главное
нововведение: у нас появляется институт Правительства, что,
естественно, отразится и на порядке организации исполнительной власти, и
на принципах взаимоотношений между законодательной и исполнительной
ветвями власти. Все эти факторы влекут за собой серьезные концептуальные
преобразования в законодательстве. Уже сейчас министерство юстиции ПМР
разработало проект Конституционного закона "О Правительстве
Приднестровской Молдавской Республики". Это нормативный акт базового
характера, который повлияет на всю законодательную базу ПМР и будет
носить долгосрочный и системный характер.
–
Несмотря на мировой экономический кризис, в Приднестровье продолжают
строиться новые жилые дома, в хорошем состоянии содержатся дороги, на
прилавках магазинов – конкурентоспособные товары, произведенные в ПМР.
Как вам удается поддерживать положительную динамику развития
приднестровской экономики?
–
В отличие от индустриального сектора, внутренний потребительский рынок
республики продемонстрировал в период мировой рецессии большую
устойчивость к кризисным явлениям. Среди отраслей промышленности,
наиболее остро ощутивших последствия кризиса в результате изменения
конъюнктуры внешнего рынка, оказались отрасли, ориентированные на
экспорт. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий в сочетании с
падением закупочных цен и сокращением внешнего спроса на традиционные
статьи приднестровских товаров вызвало падение экспорта на 37,9% и
снижение доходов от реализации промышленной продукции на 26,2%. Под
влиянием экономического спада и роста безработицы усугубилась ситуация в
социальной сфере. Реальные доходы населения сократились на 10,1%.
Как
и большинство государств, оказавшихся втянутыми в воронку кризиса,
органами государственной власти ПМР были выработаны меры по минимизации
влияния мирового экономического кризиса на экономику республики. В
частности, была принята государственная программа, содержащая широкий
набор антикризисных мер в области ценовой (тарифной)и налоговой
политики, социально-экономического и культурного
развития городов и районов, инвестиционной политики, поддержки
предпринимательства, внешнеэкономической деятельности и агропромышленной
политики, социальной, финансовой и бюджетной политики, а также
предоставление хозяйствующим субъектам льготного бюджетного кредита.
Совокупность
этих мер способствовала и минимизации влияния мирового экономического
кризиса на деятельность предприятий, ориентированных преимущественно на
внутренний рынок. В таких отраслях, как мукомольно-крупяная и
полиграфическая промышленность, рост потребительского спроса на
продукцию позволил в 2010 году повысить уровень 2009 года на 38,9% и
25,5% соответственно, покрыв докризисные показатели на 57,6% и 26,9%. В
пищевой промышленности выпуск продукции в 2010 году вплотную приблизился
к докризисному показателю в 97,0% и на 16,1% превзошел уровень 2009
года. В целом, в 2010 году выпуск потребительских товаров превысил
докризисный уровень на 2,6%, увеличившись к уровню 2009 года на 7,3%.
Кроме
того, поддержка реального сектора экономики отразилась и на социальных
показателях (своевременно выплачиваемая заработная плата, повышение
пособий по безработице), что, в свою очередь, не допустило резкого
снижения уровня жизни населения и способствовало поддержанию
потребительского спроса населения.
Проводимая
в 2009-2010 годах политика обеспечила увеличение совокупного объема
потребления товаров и услуг населением по итогам 2010 года в
сопоставимой оценке на 5,6%. Однако, учитывая спад объема потребления в
2009 году (на 8,0% в сопоставимых ценах), потребительская активность
граждан на внутреннем потребительском рынке в 2010 году оставалась ниже
докризисного уровня 2008 года на 2,7%.
–
2011 год – особенный в жизни Приднестровья. Грядут президентские
выборы. Как на этот раз в ПМР будет проходить избирательная кампания,
какие нововведения по этому поводу уже внесены в кодекс?
–
Да, действительно, по Конституции ПМР на 11 декабря 2011 года назначена
дата выборов Президента. В аспекте изменений Основного Закона
государства , принятых во втором чтении Верховным Советом, отмечу, что
дата проведения выборов не подвергнется изменению. Особым изменениям не
подвергается и наш Избирательный кодекс. Вместе с тем, мы вносим ряд
новелл, которые призваны сделать процедуру выборов ещё более
демократичной и прозрачной. Здесь мы полагаемся, в том числе, и на опыт
России.
–
Игорь Николаевич, каковы перспективы ПМР? Россия "сдаст" Приднестровье
или все же признает ее суверенитет, как в свое время признала право на
независимость Абхазии и Южной Осетии?
–
России сейчас сложно принять решение о признании независимости ПМР.
Принципиальная проблема связана с Украиной, и от развития
российско-украинских отношений во многом будет зависеть и ситуация на
Днестре. Нас радует прогресс в отношениях Киева и Москвы, который
наметился в последнее время. Для нас важно, что и Россия, и Украина
говорят о необходимости обеспечить равноправие сторон конфликта в
молдо-приднестровском урегулировании.
Мы
понимаем сложности, с которыми сталкивается Москва, вырабатывая свою
стратегию по Приднестровью, и не ждем немедленного признания. Тем не
менее, в современных условиях, на мой взгляд, нам надо сосредоточиться
на практических шагах по более тесной экономической, правовой,
культурной интеграции Приднестровья с Россией. Именно эту задачу властям
поставил приднестровский народ на референдуме 2006 года. Мы
последовательно идем по избранному нами пути.
/01.07.2011/
|