Недавно молдавские коммунисты
разработали и представили в парламент страны законопроект «О статусе
постоянного нейтралитета Республики Молдова». По заявлению лидера ПКРМ
Владимира Воронина, проект закона включает в себя 18 статей, оговаривающих
«политические, военные, экономические и гуманитарные основы статуса постоянного
нейтралитета Молдовы в её международно-признанных границах». Согласно проекту,
на территории Молдовы запрещается размещение иностранных вооруженных сил, а
также использование собственной территории, либо воздушного пространства для
действий военного характера, направленных против других стран. При этом Молдова
не будет участвовать, ни в какой форме, в военных действиях за пределами своей
страны, а государство сохраняет за собой право на полную или частичную
демилитаризацию.
Как
заявил Воронин: «Все больше складывается впечатление, что для правящего режима
конституционный нейтралитет нашей страны – это вовсе не стратегия, обращенная в
будущее, а нечто такое, от чего следует поскорее избавиться или, по крайней
мере, это то, что можно проигнорировать». Он также считает, что Стратегия
национальной безопасности, разработанная Министерством иностранных дел, «не
оставляет сомнений в том, что нынешний режим взял курс на возможность
разрешения приднестровского конфликта военными способами».
На первый взгляд, решение
молдавской компартии несет в себе вполне позитивную направленность,
заключающуюся в отказе Молдовы от любой интеграции в военно-политические блоки,
а также в намерении провести демилитаризацию РМ, чтобы предупредить любые попытки
разрешить молдо-приднестровскую проблему силовым путем. Однако при этом
возникает масса вопросов, которые заставляют усомниться в искренности намерений
молдавских коммунистов.
К примеру, что мешало ПКРМ,
находящейся у власти в стране на протяжении восьми лет внести в парламент
подобный законопроект и благополучно принять его, так как большинство в
парламенте все эти годы представляли коммунисты? Еще в 2008 году Воронин заявил
о том, что у Молдовы появилась необходимость принятия декларации о признании
постоянного нейтралитета. «В соответствии с конституцией наша страна и так
нейтральна, - отмечал глава молдавских коммунистов три года назад. - Но теперь
желательно, чтобы этот статус был зафиксирован еще и в декларации о том, что
все признают наш нейтралитет». При этом ПКРМ считала, что декларацию должны
подписать все участники переговоров в формате «5+2», за исключением Приднестровья.
«Мы не испрашиваем их согласия, а просим международного признания нейтрального
статуса», - отмечал в те дни Воронин.
Однако Запад назвал тогда эту
идею нецелесообразной, из-за чего Воронину пришлось оправдываться, заявляя о
том, что «посовещавшись с западными экспертами руководство Молдовы пришло к
выводу, что эта идея - бессмысленна. Провозглашение нейтралитета - это все-таки
внутренняя проблема каждого государства, которая не касается международных
институтов». Понятно, что Воронин изворачивался и бесцеремонно врал. На самом
деле международное признание нейтралитета является обычной процедурой,
существующей в международной практике. Наглядный тому пример - принятие 12
декабря 1995 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюции
«Постоянный нейтралитет Туркменистана», предусматривающей «признание
государствами-членами ООН Туркменистана в качестве постоянного нейтрального
государства».
То есть, уже в 2008 году стало
понятно, что молдавский нейтралитет – явление временное. Его главная цель –
изгнание российских войск из Приднестровья. Запад четко дал понять, что насчет
Молдовы у него другие планы, и нейтралитет в них не входит. Молдова нужна США и
Евросоюзу в качестве дополнительного щита, выстраиваемого вокруг России из
стран членов-НАТО. А в них три года назад Запад собирался записать Украину и
Грузию, намереваясь включить их в план действий по членству в
Североатлантическом альянсе.
Уже в 2009 году молдавскими
коммунистами была принята Стратегия национальной безопасности Республики
Молдова. В ней есть отдельный раздел, который называется «Сотрудничество с
Организацией Североатлантического договора». Раздел предусматривал
сотрудничество с НАТО в рамках программ «Партнерство во имя мира» и Совета по
еворатлантическому партнерству на основании Индивидуального Плана действий
партнерства (IPAP) Молдовы и НАТО, который включает перевод вооруженных сил РМ
на стандарты Североатлантического блока к 2011 году.
«Сотрудничество с НАТО позволит
Молдове усовершенствовать свои вооруженные силы, реформировать национальную
оборону, подготовить кадры, обеспечить лингвистическую подготовку офицеров
Национальной армии, создать соответствующие механизмы военного и бюджетного
планирования», - говорилось в Стратегии. Согласно Индивидуальному Плану
действия Молдова-НАТО, при Службе информации и безопасности РМ должен был быть
создан антитеррористический центр, обеспеченный помещениями, оборудованием,
оружием и боеприпасами и подготовленный к «возможному участию в операциях под
эгидой НАТО». Кроме того, в IPAP
есть специальный пункт, касающийся планов «наблюдения и управления воздушным
пространством», которые включают «обеспечение новой системой управления
воздушным пространством, инициирование Молдовой программы интеграции в систему
НАТО по обмену воздушной информацией».
А как же нейтралитет? Можно ли
называть страну нейтральной, когда она участвует в программах самого мощного на
мировой арене военного блока, переоснащает армию по его стандартам, участвует в
его военных операциях и учениях? Ведь согласно нормам международного права,
нейтралитет предусматривает в первую очередь отказ от участия в военных блоках.
Права и обязанности нейтрального государства сформулированы в Гаагской
конвенции 1907 года и резолюциях 7-го Конгресса Международной ассоциации
юристов-демократов в 1960 году. Однако Молдова, провозгласив статус
нейтралитета, так и не добилась его утверждения в Организации Объединенных
наций. Поэтому эта страна сегодня официально не признана мировым сообществом в
качестве нейтрального государства. Мало того, молдавский нейтралитет не был
подробно определен в каком-либо законе, и является достаточно абстрактным. В
Конституции страны, принятой в 1994 году, есть статья, где записано всего два
предложения:
1. Республика Молдова
провозглашает свой постоянный нейтралитет.
2. Республика Молдова не
допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
С момента принятия Конституции
Молдова даже не попыталась реальными делами подтвердить свой нейтральный
статус, приняв на себя обязательство не участвовать ни в каких военных блоках и
уж тем более конфликтах, а также в политических, военных и экономических
союзах, цель которых заключается в подготовке к войне. В реальности мы видим
участие Молдовы во всевозможных учениях НАТО, проходящих не только за пределами
страны, но и на территории РМ. Мы видим участие этой страны в военной операции
в Ираке, мы видим решимость молдавских властей отправить своих военных в
Афганистан. Вот и выходит, что нейтральный статус Молдовы – вещь совершенно
абстрактная. О нем вспоминают лишь тогда, когда Молдове это выгодно. Например,
когда нужно, ссылаясь на нейтралитет, отказаться от вступления в Организацию
Договора о коллективной безопасности стран СНГ, или когда необходимо
потребовать вывода российских миротворцев.
Что же касается молдавских
коммунистов, то сегодня они играют на публику, как играли в конце 90-х годов
прошлого века, стремясь заполучить власть в свои руки. Тогда коммунисты
выступали за равноправие русскоязычного населения и клеймили позором
национализм. Лидер коммунистов Владимир Воронин называл флаг своей страны,
списанный с румынского времен Антонеску, фашистским флагом и клеймил позором
тех, кто развязал войну с Приднестровьем. Но это не помешало ему совсем скоро,
опустившись на колено, целовать триколор во время собственной инаугурации. Не
помешало ему забыть и об обещаниях русскоязычному населению, сделать русский
язык вторым государственным, уравнять в правах всех граждан страны, вне
зависимости от их национальной принадлежности. Не помешало сделать все для
того, чтобы задушить Приднестровье в тисках всевозможных блокад. Ничего не
помешало коммунисту Воронину сменить и внешнеполитический вектор страны и
вместо вхождения в Союз России и Белоруссии начать сближение с Евросоюзом и
НАТО. И подобные примеры можно приводить еще бесконечное множество. Так что законопроект
молдавских коммунистов «О статусе постоянного нейтралитета Республики Молдова»
- это всего лишь очередной пиар-ход, стремление привлечь на свою сторону
молдавских избирателей, которые не очень-то и хотят стать пушечным мясом НАТО,
а заодно Россию, которая давно из молдавского нейтралитета создала этакий
фетиш, на основе которого и строит свою политику в регионе.
Поэтому столь важно трезво
взглянуть на сложившееся положение вещей и понять то, что, собственно, лежит на
поверхности все эти годы. Нейтральный статус Республики Молдова - всего лишь мера,
которая была направлена на то, чтобы избавиться от российского военного
присутствия в регионе. Чтобы исчезли всякие сомнения по этому поводу,
достаточно вспомнить, что в июле 1994 года Молдова внесла в свою Конституцию
пункт о постоянном нейтралитете, а уже в августе правительства Российской
Федерации и Республики Молдова подписали соглашение о постепенном выводе 14-й
армии, которая впоследствии была полностью ликвидирована.
Однако для Молдовы окончательно
проблема не решена. В Приднестровье еще находится ограниченная группа
российских войск, охраняющая военные склады бывшей 14-й армии, а также
миротворцы. Сегодня Молдова прилагает титанические усилия для того, чтобы заставить
Россию окончательно покинуть регион. И не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы
понять: день, когда последний российский солдат уйдет с берегов Днестра, станет
последним днем молдавского нейтралитета.
Сергей
Самсонов
|