В республике продолжается обсуждение Проекта Конституции. В Слободзее с предложенной
концепцией изменений выступил министр юстиции Сергей Степанов. Он
подчеркнул необходимость создания новой более эффективной
государственной системы управления и гармонизации с российским
законодательством. Наибольшее число вопросов вызвало назначение глав
государственных администраций и статус местного самоуправления.
Изменения в структуре
управления государством необходимы. С этим согласны все стороны,
вовлеченные в обсуждение Конституции. Более четкое разделение полномочий
ветвей власти – цель основных изменений. Предлагается ввести институт
Правительства во главе с премьер-министром. Президент, как в большинстве
других стран, будет гарантом соблюдения Конституции, равноудаленным от
всех ветвей власти.
Фёдор Кошарка, председатель горрайсовета Слободзейского района: «Должна
быть устроена ветвь устройства государства, чтобы президент был как
лицо, глава государства, который бы обе ветви власти успокаивал, ставил
на место, должен быть как дирижер в нашем обществе».
В предложенных поправках немало
и спорных вопросов. Например, по процедуре назначения глав городов и
районов. Одни из самых обсуждаемых в сельских районах - вопросы
местного самоуправления. Сейчас каждый глава села выполняет обязанности
руководителя госадминистрации и председателя сельского совета. Это
разные функции, которые по предложенным изменениям в Конституцию будут выполнять разные должностные лица.
Сергей Костенко, глава административно-территориального управления с. Коротное: «Считаю,
что это правильный подход, потому что одно лицо выполняет функции двух
людей. Это разные ветви власти. Должен быть исполняющий и контролирующий
орган, то есть советы будут контролировать работу администрации, а
непосредственно люди, весь аппарат будет выполнять функции по
обслуживанию населения, улучшению жилищных условий населения, все
инициативы от населения, которые будут поступать через своих депутатов,
будут предлагаться Администрации села во главе с начальником
Административно-территориального управления. То есть председатель совета
– они будут принимать решения, а начальник АТУ будет выполнять все
решения, то есть исходить от избирателей, от населения. Вот в этом и
есть загвоздка, что на сегодняшний день мы два в одном, есть
необходимость разделения этого. Должен быть человек, который подчиняется
главе госадминистрации района и должен быть человек, который избран
народом и починяться горрайсовету Слободзейского района».
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «Примерно
местное самоуправление по правовой науке должно быть всегда отделено от
любой ветви власти. Попытка выстроить некую депутатскую вертикаль –
такой термин был в республике запущен с
включением местного самоуправления, депутатов местных советов, на мой
взгляд, заранее ставит нас в положение, перед которыми стоит
невыполнимая задача».
В аграрном
Слободзейском районе от создания Правительства ждут изменения структуры
управления, прежде всего, создания министерства сельского хозяйства, а
также ряда других новшеств для модернизации системы управления
государством.
Василий Тищенко, глава госадминистрации г. Слободзея и Слободзейского района: «Мы
сделали кабинет министров и каждый министр отвечает за свое. И мы
сделали так, что сегодня глава Госадминистрации не может пойти к
Президенту, спрашивает: ты был у министра? А у министра свое видение. Он
видит так, как он понимает. Он совершенно не понимает наших проблем и
не хочет в них вникать. Это привело к тому, что вопросы, которые можно
решать оперативно, не решаются, или решаются с таким трудом, что это
сложно разобрать».
Реформировать предлагается все ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
Юрий Затыка, председатель ОСТК ПМР: «Надеемся,
что ВС будет работать на постоянной основе, но не на профессиональной.
Нет такой специальности – депутат Верховного Совета - профессионал.
Здесь есть вопросы, но хотелось бы видеть на постоянной основе ВС, чтобы
не был просто так, как нам докладывал министр, что еле-еле собирают
кворум для проведения сессии ВС».
Проект Конституции
принят Верховным Советом в первом чтении. Концептуальных различий у
согласительной комиссии практически не осталось. Однако предлагаемые изменения на протяжении двух месяцев будут обсуждаться в городах и районах.
Корреспондент: Степан Бугаёв
|