(Из
интервью председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды о
последних событиях в жизни Русской Православной Церкви).
–
Как Русская Православная Церковь взаимодействует с молодежью, с новым
поколением, как она открывает себя для нового поколения и как открывает
молодое поколение для себя?
–
В своей речи при интронизации Патриарх Кирилл отдельно остановился на
работе с молодежью как одной из самых главных для Церкви. Многие молодые
люди сегодня воспринимают Церковь как одно большое "нельзя". Поэтому и
относятся к ней с опасением. Они думают: вот я сейчас пойду в церковь,
меня будут заставлять делать что-то, скажут – вот от этого откажись и от
этого... Один сплошной запрет. Все эти "нельзя", которые они имеют у
себя в голове, на самом деле для церковной жизни, для верующего человека
вторичны. Они всегда есть результат принятия чего-то главного. У
блаженного Августина есть замечательная фраза: "Люби Бога и делай что
хочешь". Конечно, подлец-человек в этой фразе всегда хочет акцентировать
вторую часть, а про первую как-то забывает.
А
фраза очень важная. Что она значит? Вот, скажем, "люби своих родителей и
поступай с ними как хочешь". Это же не означает возможности бросить их в
беде или постоянно ругаться, не слушаться, оскорблять их... Если ты их
любишь, ты будешь стараться не огорчать. Так же и в отношениях человека и
Бога. Ограничения есть следствие любви, нежелание оскорбить, обидеть –
вольно или невольно – того, кого любишь. Это самое сложное, без этого
нет Церкви. И это непросто ощутить и увидеть человеку внешнему.
Поэтому,
конечно, движение к молодежи заключается в том, чтобы помочь людям
увидеть, что в Церкви главное. Не длина юбки (хотя это тоже важно), не
серьезность выражения лица и даже не определенная, так сказать, внешняя
принадлежность к церковной субкультуре.
Внешняя
жизнь во многом есть продолжение наших внутренних, ценностных
установок. Как это донести до молодежи? Есть разные способы. Создание
каких-то журналов, газет, сайтов... Есть какие-то передачи,
радиопередачи, телевизионные передачи. Потом, конечно, пастырский опыт. Я
думаю, что у нас сегодня уже очень много пастырей, которые умеют,
простите за канцеляризм, работать с молодежью. То уникальное, что есть в
Церкви, то, что ничем нельзя заменить, и, кстати сказать, никакое СМИ
этого не может заменить, – непосредственное общение со священником. В
свое время я ездил со студентами МГИМО по разным монастырям, и самым
большим откровением для людей нецерковных было непосредственное общение
со священником. Их стереотипы нередко уничтожались прямо на глазах.
Почему
мы говорим о необходимости строительства большего числа храмов? Потому
что тогда люди просто будут иметь возможность поговорить со священником.
В Москве далеко не всегда есть такая возможность, хотя это звучит
парадоксально, но это так. Мало храмов.
...Журналисты
часто задают вопрос: а вот как вы относитесь к моде на религию? Я
всегда говорю, что мода на религию – это лучше, чем мода на пиво. И
потом, знаете, мы никогда не можем просчитать, к чему может привести
даже случайный приход человека в храм. Вот я просто знаю реальную
жизненную ситуацию, когда два человека пошли креститься. Один – потому
что он читал книги, готовился, беседовал со священниками, а второй пошел
за компанию. Он был его другом, просто он пошел за компанию с ним – и
крестился. Так вот, через полтора года первый, серьезный, из Церкви
ушел, а второй стал священником. Пошел учиться и в итоге стал
священником. То есть должна быть свобода действий. Русская мудрость
гласит: человек предполагает, а Бог располагает.
–
Русская Православная Церковь аккуратно вводит в школах Закон Божий, в
то же время протоиерей Всеволод Чаплин выступает за единый православный
дресс-код. Насколько Церковь готова взять на себя процесс восстановления
нравственности в стране? Православие было основой государства до
революции 1917 года. В советское время основополагающим идеологическим
документом был "Кодекс строителя коммунизма". Есть ли у Церкви
национальная идея для нового времени?
–
Я бы поспорил с тем, что Православие было основой государства до
революции 1917 года. Так называемый синодальный период, начавшийся в
первой четверти XVIII века и продолжавшийся до Поместного собора
1917-1918 годов, восстановившего Патриаршество, не был самым светлым
периодом в истории Церкви. Говорить о том, что Православие было основой
государства, в ситуации, когда государство вмешивалось во внутреннюю
церковную жизнь, не очень корректно.
Другое
дело, что поставленная в эти условия непростых отношений с государством
Церковь, наверное, не всегда могла осуществлять свои основные функции.
Говоря о прессинге со стороны властей, мы обычно упоминаем советский
период, но необходимо вспомнить и предреволюционную ситуацию. Я в свое
время долго не мог понять: как в нашей стране, где люди, с молоком
матери впитывавшие в себя азы церковной жизни, могли пойти и рушить
храмы, которые всегда строились всем миром? Меня заставил переосмыслить
это один любопытный факт. В 1916 году в российской армии была отменена
обязательная исповедь, а до этого солдаты должны были с какой-то
периодичностью исповедоваться. В скобках замечу, что в случае с
Таинством покаяния ничего хорошего в такой обязаловке быть не может. Но в
данном случае я о другом. Уже год спустя выяснилось, что добровольно,
по собственной инициативе на исповедь ходит менее 10% от всех
военнослужащих. О какой Церкви как основе жизни общества вы говорите? В
это время ни общество, ни государство в России уже не имело глубинных
православных оснований.
Определение
национальной идеи, на мой взгляд, не является для Церкви задачей номер
один. Церковь вообще-то работает с человеческой душой и совестью.
Церковный вклад в гражданскую жизнь страны всегда был и, думаю,
останется очень мощным, но всегда будет, если угодно, опосредованным.
Об этом замечательно сказал историограф и философ Ключевский. Вот цитата:
"Он
видит источники этих интересов, пружины, коими движется механизм
гражданского общежития. То обыкновенно мутные источники, жесткие
железные рычаги: черствый эгоизм, слепой инстинкт, суровый закон,
обуздывающий порывы того и другого. И среди стукотни этого механизма
вдруг послышится наблюдателю звук совсем иного порядка, запавший в
житейскую разноголосицу откуда-то сверху, точно звон колокола,
раздавшийся среди рыночной суматохи. В ветхом и пыльном свитке самого
сухого содержания, в купчей, закладной, заемной, меновой или духовной,
под юридической формальностью иногда прозвучит нравственный мотив,
из-под хозяйственной мелочи блеснет искра религиозного чувства, – и вы
видите, как темная хозяйственная сделка озаряется изнутри теплым светом,
мертвая норма права оживает и перерождается в доброе житейское
отношение, не соответствующее ее первоначальной природе".
Церковь
не обязательно формулирует национальную идею, но воспитывает человека
так, что у него естественным образом рождаются высокие идеалы. Никогда
не задумывались, почему у американцев – мечта, а у нас – идея? Можно,
конечно, отшутиться, что русские не мечтают, а можно посмотреть на это
всерьез. Все-таки сам факт национальной идеи – это уже характеристика
национальной культуры. Думаю, в том, что мы ищем в первую очередь идею, а
не мечту, есть и вклад Русской Православной Церкви.
Конечно,
Церковь заботится о состоянии общественной нравственности, и тут не
надо усматривать попыток какой-то церковной "экспансии". Святейший
Патриарх недавно посоветовал тем, кто пытается обвинить Церковь в
"клерикализации" общества, не забивать сознание людей мифами. Церковь
сегодня настаивает на том, что нравственные ценности и вера необходимы
человеку для ответов на те вызовы со стороны внешнего мира, с которыми
он сталкивается.
–
В Евангелии говорится, что не стоит собирать сокровищ на земле – их
съест ржавчина и моль. Как совместить эту мысль с современной жизнью?
Насколько это противоречит рыночной экономике, двигатель которой –
постоянный спрос, потребление как причина воспроизводства материальных
благ?
–
Евангелие не может противоречить рыночной экономике – слишком
несопоставимы величины. Экономики приходят и уходят, а вечная правда
Евангелия остается, и она находится над всем. Проблема может возникнуть,
когда человек, стремящийся жить по Евангелию, входит в соприкосновение с
культурно-исторической реальностью и пытается понять, как ему в этой
реальности жить по Евангелию? Это и есть одна из основных задач
христианина во все времена. Можно вспомнить Алешу Карамазова, который
объясняет свой уход в монастырь тем, что не может он, когда Христос
сказал "раздай все и иди за Мной", давать только три рубля и ходить в
храм только по воскресеньям. Но вспомним и то, что ответил Алеше старец:
тебе надлежит покинуть монастырь и пойти в мир.
Иными
словами, евангельский максимализм надо еще уметь понести. Скажем, я
знаю людей, которые продавали собственный бизнес, раздавали деньги и
уходили в монастырь. Но знаю и тех, которым поступить так не
благословили духовники – а потом и сами они решили остаться, приносить
пользу в миру. Поэтому, если говорить, так сказать, в макроэкономических
категориях, здесь нет никакого противоречия.
Ведь
Евангелие не говорит нам о том, что не нужно ничего иметь, – оно
призывает ни к чему не привязываться. Собственно, история христианской
Церкви знает и крайние примеры аскетизма, но они не считаются
единственно правильными и возможными. Честь и хвала тому, кто может
обходиться совсем немногим. Но нет греха и в том, что человек
зарабатывает. Вопрос в том, что он с этим заработанным капиталом делает.
Конечно, человек может обходиться хлебом насущным, но как определить
личную мерку? Скажем, я преподаю в высшем учебном заведении. Значит ли
это, что я совершенно не должен беспокоиться о том, как я выгляжу, когда
прихожу к студентам? Является ли христианским поступком то, что я буду
ходить в грязных застиранных рубашках? Наверное, нет.
(Патриархия.ru)
Подготовила
Марианна МИГУЛЯ.
Отдел международной жизни.
|