Группой
депутатов Верховного Совета в качестве главного обоснования
необходимости внесения изменений в Конституцию ПМР выдвигается курс на
гармонизацию законодательства ПМР и РФ. В связи с этим обращают на себя
внимание двойные стандарты при осуществлении названного курса. Пример
- ущемление прав Президента ПМР в сравнении с российским в части
назначения референдума. В ст. 62 Конституции ПМР и в ст. 70 проекта
Конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию
Приднестровской Молдавской Республики» (далее - Проект) право принятия
решения о проведении референдума принадлежит Верховному Совету ПМР, а
согласно ст. 84 Конституции РФ - Президенту РФ. Если глава государства
не имеет права спросить мнение народа, это уже не глава.
В ст. 130
Конституции РФ говорится, что местное самоуправление в РФ
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного
самоуправления. О референдуме как механизме местного самоуправления ни в
Конституции ПМР, ни в Проекте внесения изменений в нее ничего не
говорится. Почему? Слушать и слышать народ не хотим? Конституция
ПМР и Проект обязывают Президента ПМР гарантировать выполнение
Конституции и законов ПМР, обеспечивать согласованное функционирование и
взаимодействие всех органов государственной власти. Чтобы он мог
выполнить эти обязанности, он должен быть наделен в полной мере
соответствующими полномочиями. Конституция ПМР предусматривает
равенство законодательной и исполнительной ветвей власти, однако вопросы
функционирования Правительства (исполнительной власти) недостаточно
проработаны. Перекос в сторону Верховного Совета ПМР просматривается
даже во взаимодействии Верховного Совета и Президента. Согласно
статье 65 Проекта (ст. 72 Конституции ПМР), Президент ПМР издает указы и
распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории ПМР. При
этом оговаривается, что указы и распоряжения являются правовыми актами,
имеющими подзаконный характер, то есть юридически они низводятся до уровня инструкции, изданной на основании и во исполнение обычного закона. В
Конституции РФ такой оговорки нет. Здесь уже явно недостаточно говорить
об отсутствии какой-то гармонизации законодательств. Можно было бы не
обращать внимания на эту несуразицу, как поступали полтора десятка лет.
Но в наше неспокойное время возникает очень много моментов,
неурегулированных законами. Строго следуя Регламенту Верховного Совета
ПМР, на принятие обычного закона уходит около 4 месяцев, а
конституционного – около полугода (только между 1-м и 2-м чтениями
должно быть не менее 2 месяцев, а между 2-м и 3-м – не менее месяца). Жить
без правового акта, по статусу приравненного к закону, - это значит,
привести государство к хаосу. Подзаконный акт не может служить
основанием для привлечения к ответственности лица, не выполняющего указы
и распоряжения Президента ПМР. Наличие такого положения в Конституции
ПМР не позволит Президенту ПМР выполнить возложенные на него
обязанности, а положение Конституции о том, что указы и постановления
обязательны для исполнения превращаются в благое пожелание. И не более
того. Не понятно, почему статьей 59 Проекта функции Президента ПМР ограничены разработкой концепции внутренней и внешней политики государства и принятием мер к ее реализации, тогда как статьей 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это
же несопоставимые полномочия. За конечный результат должен нести
ответственность не тот, кто разрабатывает всего лишь концепцию (то есть
направления, а не конкретную суть) и выполняет то, что кто-то определил,
а тот, кто определяет политику. Если Верховный Совет ПМР решил
присвоить себе право определять, то он должен и отвечать за результаты.
Поскольку ответственность возложена на Президента ПМР, то он должен и
определять, а не быть бесправным советником у Верховного Совета и грушей
для тренировки боксеров. Авторы Проекта, ратуя за гармонизацию,
пытаясь ограничить права Президента ПМР, вносят дисгармонию в
законодательство ПМР и РФ и превращают наше государство во «всадника без
головы». Так мы получим своих Ю. Тимошенко и В.Ющенко или чехарду
Молдовы. Государства могут быть с разной формой правления. Но, как
показывает жизнь, чем сложнее ситуация, тем эффективнее президентская
форма. Как бывший депутат Верховного Совета ПМР, говорю: парламентская
форма правления очень медлительная, болтливая («парле» на французском
означает «говорить»). Кроме того, она безответственная. Власть в
нынешнее время уподобляется пожарному, который без рассуждений должен
тушить пожар. И еще. Хватит играть в «цивилизованную страну в самом центре Европы». Из статьи 35 Конституции ПМР надо исключить «Принудительный труд запрещен»,
благодаря которому бездельника, промышляющего воровством, невозможно
заставить работать даже в тюрьме, и он сидит на шее налогоплательщика. И
не он, а власть ждет не дождется, когда же у него закончится срок, так
как у государства нет средств на его содержание. В. Дюкарев, г. Дубоссары, депутат ВС ПМР I и II созывов.
|