На
сегодняшний день в профильный комитет Верховного Совета поступило уже
более 500 замечаний и предложений на проект Основного закона. На
сегодняшних слушаниях были высказаны разные точки зрения по отдельным
статьям и поправкам в Конституцию.
Представитель ВС Петр Пасат в
очередной раз обозначил основные положения проекта Конституционного
закона и постарался сразу ответить на наиболее обсуждаемые вопросы,
как-то касающиеся полномочий Президента, функций Правительства,
реформирования избирательной системы и не нашедшего согласованного
решения вопроса об органах местного самоуправления. По словам депутата,
сложившаяся «патовая ситуация» в экономике и предстоящие выборы главы
государства еще более настоятельно требуют скорейшего изменения
Основного закона.
Петр Пасат, депутат ВС ПМР: «Мы планируем, если найдем взаимопонимание в обществе, в июне Верховным Советом принять в окончательном III чтении изменения в Конституцию».
Однако дальнейшая дискуссия наглядно
продемонстрировала, что до взаимопонимания пока далеко. Вопросов
по-прежнему больше, чем ответов. Так, к примеру, общественность
интересует, почему новую редакцию обязательно нужно принять до
президентских выборов, а вот Парламент, получивший мандаты еще по ныне
действующему законодательству – переизбираться не должен.
Петр Пасат, депутат ВС ПМР: «Поскольку
выборы в ВС прошли по мажоритарной избирательной системе, нет сейчас
необходимости назначать и проводить выборы и в ВС, и в местные советы, и
Президента республики. Поэтому мы от этого отошли и прописали, как мы
это обсуждали и как мы это видим».
При этом не совсем понятно, что делать
с тем фактом, что вопрос об избирательной системе в новом законопроекте
еще не прописан, да и будет ли вообще, а вот требования к депутатам
кардинально меняются – Парламент планируется сделать профессиональным.
Повис в воздухе и вопрос о местном самоуправлении, что крайне волнует
граждан в районах.
Петр Пасат, депутат ВС ПМР: «Мы
не нашли общих точек соприкосновения на заседаниях совместной комиссии,
потому принято решение данный раздел пока не затрагивать полностью, а
первоначально разработать закон об органах местной власти и местного
самоуправления и только потом его состыковывать с Конституцией нашего
государства».
Леонид Ткачук, председатель Союза украинцев Приднестровья: «Сколько
помню, споров было, когда была принята Конституция: закон о местном
самоуправлении и Конституция не совпадают. Но Конституцию изменить
сложно, а закон нельзя изменить, потому что Конституцию нельзя изменить.
И 10 лет круг замыкался. Слушайте, мы сейчас на снова идем к тому, что
примем Конституцию, и снова 10 лет будем говорить и ссылаться».
Много вопросов и относительно
полномочий Президента, начиная с определения концепции внешней политики и
до назначения глав госадминистраций. Общий смысл таков: в 1994 году
Основной закон кардинально менялся с главной целью – сохранить
целостность государства и укрепить власть.
Вячеслав Когут, глава госадминистрации г. Бендеры: «Сейчас,
когда мы пытаемся вот эти нормы каким-то образом размыть, у меня лично
возникает вопрос: а зачем нам отходить от этих принципов? Зачем нам
уходить сегодня, в этих условиях они что кардинально изменились? Я не
вижу этого. Пожалуйста, докажите аргументами. Из глав Госадминистраций я
один выступал на слушаниях в ВС. После слушаний была опубликована
информация. Общий ее смысл – «все хорошо». А не все хорошо. Значит, есть
разные точки зрения на этот вопрос. Мы все послушаем, все выскажемся, а
затем депутаты будут голосовать так, как они будут голосовать. Вот
здесь содержится, я думаю, очень большая опасность для совершения
определенных ошибок».
Чтобы ошибок избежать, считают
участники слушаний, не надо спешить. И пусть до июня осталось не так
много времени, принимать закон при таком количестве не разъясненных и
несогласованных моментов, по меньшей мере, неосмотрительно.
Людмила Мальчукова, председатель ОО «Общество «Память»: «Просто
принимать – потому, что нужно принять – на сегодняшний день, я считаю,
нецелесообразно. Нужно привести в соответствие. И, естественно, мы
полностью согласны с тем, что все ветви власти должны начать работать по
новому закону. Если примется в этом году Конституция новая, значит,
выборы и ВС, и президента, и судебная власть должна быть организована в
соответствии с новой Конституцией».
А во избежание роковых ошибок предложило испытанное народное средство.
Леонид Ткачук, председатель Союза украинцев Приднестровья: «Обязательно
надо провести съезд депутатов всех уровней. Потому что все наиболее
принципиальные решения, которые принимались в нашей республике, всегда
проходили через эту фазу. Это уникальная ситуация. Но она себя
подтвердила, потому что именно наиболее взвешенные решения принимались
на съездах депутатов всех уровней».
И необязательно выносить на столь
массовый суд весь проект до последней буквы: достаточно принципиальных
позиций. Кроме того, народ не прочь воочию убедиться в прозрачности
нашего законотворческого процесса.
Вадим Главацкий, представитель ЧКВ: «Общественные
организации г. Бендеры просят, возьму на себя такую смелость, чтобы
заседания Верховного Совета все-таки показывали по ТВ и желательно в
прямой трансляции, чтобы воочию увидеть, как решаются вопросы, как они
будут обсуждаться на ВС».
Корреспондент: Наталия Кожухарь
|