Официальное
заключение Президента по законопроекту о внесении изменений и
дополнений в Основной закон нашего государства уже представлено в
Верховный Совет и опубликовано на сайте главы государства. Основные
пункты данного документа прокомментировал министр юстиции Сергей
Степанов.
Недавно завершившая свою работу
Конституционная Комиссия решала непростые задачи. Первая и злободневная –
минимизировать последствия конфликта 2009 года, возникшего между
ветвями власти. И сделать все для того, чтобы не допустить повторения
взрывоопасной внутриполитической ситуации. Для этого и необходимо было
развить систему сдержек и противовесов. Так, определенных реформ
требовал популярный – и своевременный – некогда принцип разделения
властей. Для создания гармоничной и уравновешенной системы
государственного устройства необходим единый центр, вокруг которого
будут выстраивать свою деятельность все ветви власти. Согласно
Конституции, эту функцию должен исполнять Президент.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «Он
должен быть центром, основой, он получает власть непосредственно от
источника власти, каковым у нас по Конституции является народ. Президент
как глава государства, как высшее должностное лицо нашего государства,
становится тем политическим институтом, который и призван сдерживать
ветви власти и уравновешивать их, или быть арбитром между ветвями
власти. Для того, чтобы эти власти и друг друга не поцарапали, и людям
не доставляли каких-то неприятных ситуаций, моментов».
А значит, в новом проекте Основного
закона не должно быть перевеса ни в одну сторону. С главной задачей
Конституционная комиссия справилась: по концептуальным вопросам
разногласия устранены. Но по ряду положений есть замечания,
сформулированные в официальном заключении Президента на предложенный
депутатами законопроект. Основные преобразования коснулись института
исполнительной власти, ядром которой станет Правительство.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «Оно
наделяется широкими полномочиями, для него предполагается определенный
механизм в системе сдержек и противовесов – для того, чтобы это
Правительство могло ощущать себя одной из ветвей власти, причем равной
по своей значимости остальным ветвям. Оно не должно находиться в
положении мальчика для битья, которого будут регулярно отчитывать. Оно
должно иметь возможности для выполнения своих функций».
Изменения коснулись и полномочий Верховного Совета в отношении Правительства.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «Речь
идет, прежде всего, об обязанностях Правительства по разработке проекта
республиканского бюджета, исполнении бюджета и отчету об его исполнении
перед ВС. ВС наделяется рычагом воздействия на Правительство, в
частности, возможностью выражения Правительству «вотума недоверия».
Об этой формулировке тоже спорили.
Дабы избежать изначально негативного акцента, Президентом предложен
альтернативный вариант: «решение вопроса о доверии (в скобках –
недоверии)». Кроме того, у исполнительной власти также должна быть
ответная возможность – постановки перед Верховным Советом вопроса о
доверии Правительству. Если депутаты голосуют «против» – решение за
главой государства.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «Президент
в данном случае уже не входит в состав исполнительной ветви власти. Он
равно удален или равно приближен к каждой из них. А соперничество между
ветвями власти довольно часто вызывает определенное напряжение в
обществе. И от этого соперничества как раз Президент и должен будет
общество избавить, или, по крайней мере, минимизировать его уровень».
Реформирование структуры власти
предполагает также некоторое изменение президентских полномочий.
Естественно, должна повыситься координирующая роль главы государства в
системе сдержек и противовесов. Также необходимо обеспечить
самостоятельность Президента при проведении им назначений и освобождений
от должности. И других исключительных полномочий.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «На
этапе, когда только появилась инициатива депутатов, я из нескольких
источников услышал озабоченность тем, что внешнеполитические функции ВС
пытается на себя переключить, а Президент должен будет только исполнять
то, что ВС решит. При условии, что у нас президентская республика – это
несколько вывернутая наизнанку конструкция получалась: глава государства
должен исполнять то, что решит одна из ветвей власти – так не должно
быть. Глава государства должен определять политику, в том числе и
внешнюю. А ветви власти, каждая по своему направлению, должны будут
обеспечить реализацию этих, определенных главой государства, задач».
До второго чтения, которое,
предполагается, пройдет в мае, законопроект открыт для внесения
предложений, замечаний и поправок. И тут, считает Минюст, вполне
целесообразны такие формы обсуждения, как общественные слушания, подобно
прошедшим недавно в парламенте.
Сергей Степанов, министр юстиции ПМР: «То
слушание, парламентское, оно и было организовано для того, чтобы
услышать как можно более широко мнение всех заинтересованных лиц и по
возможности учесть все эти мнения. Поэтому с точки зрения той, чтоб
подправить, подкорректировать – да, есть смысл в этом».
Корреспондент: Наталия Кожухарь
|