17
сентября 2011 года исполняется 5 лет референдуму, результаты которого показали
правильность выбранного пути - независимость Приднестровья и последующее
свободное присоединение государства к Российской Федерации. (За время
существования Приднестровской Молдавской Республики всего было проведено 7
референдумов. Первый состоялся в 1989 году и определил создание отдельного от
Молдовы государства).
Накануне этой даты в
министерстве иностранных дел ПМР прошла пресс-конференция. О значении
референдума 2006 года и что сделано за пять лет после его проведения журналистам
рассказали глава внешнеполитического ведомства Владимир Ястребчак, председатель
Центральной избирательной комиссии Приднестровья Петр Денисенко и министр
юстиции ПМР Сергей Степанов.
Владимир
Ястребчак напомнил о ситуации, предшествовавшей проведению референдума о
статусе республики. Ему в значительной мере способствовала экономическая
блокада, предпринятая Молдовой в отношении Приднестровья. «С 3 марта 2006 года
Молдова ввела изменённый режим экспортно-импортной деятельности для
приднестровских предприятий, что, по сути, установило экономическую блокаду в
отношении ПМР».
Однако за
экономическими мерами скрывались политические, представляющие собой стремление
заставить приднестровцев отказаться от независимости ПМР и присоединиться к
Молдове на условиях, невыгодных приднестровской стороне. «В связи с этим вопросы экономической блокады не
рассматривались нами в разрыве и от политической составляющей. Тем более что в
2005 году в Республике Молдова в одностороннем порядке был принят закон
относительно некоторых так называемых статусных моментов так называемого
приднестровского региона», - подчеркнул Владимир Ястребчак.
В марте
2006 года на внеочередном съезде депутатов всех уровней было принято решение о
подготовке и проведении всенародного референдума 2006 года. На всенародный
плебисцит выносилось всего два вопроса: «Поддерживаете ли Вы курс на
независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное
присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» и «Считаете ли Вы
возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с
последующим вхождением в состав Республики Молдова?». По данным ЦИК, за
присоединение к России проголосовало 97,2%, за присоединения к Молдове - лишь
3% избирателей.
«Референдум
в очередной раз подтвердил нашу переговорную позицию, которая основана на том,
что Приднестровская Молдавская Республика является суверенным и независимым
государством и эта цель для нас является определяющей. В последующем, как
следовало из всенародного плебисцита, будет рассматриваться вопрос о
возможности свободного присоединения к Российской Федерации, но это возможно
только после обретения республикой статуса международно признанного
независимого государства. Это, безусловно, является важным фактором, основой
нашей переговорной позиции до настоящего времени, уверен, так будет и в
дальнейшем. Итоги референдума определили вектор развития Приднестровья и
позволили приступить к конкретной политической работе, в частности, к
гармонизации приднестровского законодательства с российским, был подписан ряд
документов межведомственного сотрудничества», - отметил глава
внешнеполитического ведомства.
Министр
иностранных дел ПМР отметил активные посреднические усилия Российской
Федерации, направленные на изменение ситуации вокруг молдо-приднестровского
урегулирования: «Как известно, меньше чем через неделю в Москве будет продолжен
приостановленный раунд московских консультаций в формате «5+2», работа по
подготовке к которому ведётся достаточно активно и будет продолжена в самое
ближайшее время. Всё это, я думаю, в совокупности формирует итоги по прошествии
первой пятилетки после состоявшегося референдума».
«Итоги
референдума 2006 года подтвердили правильность выбранного народом пути – на
независимость и суверенность. Именно демократия, свобода, желание людей
заложены в решении этих референдумов, никакого принуждения при голосовании не
было и быть не могло», - отметил Пётр Денисенко. По его словам, международные
иностранные наблюдатели из России, Украины, Франции, Израиля и других стран,
следившие за ходом референдума в 2006 году, признали факт состоявшегося
референдума.
О
необходимости проведённого 5 лет назад референдума на пресс-конференции говорил
и министр юстиции ПМР Сергей Степанов. «Для правовой системы ПМР, для её
развития референдум 17 сентября 2006 года был весьма полезным в определении
генерального курса развития нашего законодательства. До референдума у нас в
практике правотворческого процесса бывали ситуации, когда один автор
законодательной инициативы предлагал развиваться по одному пути, другой – по
другому, третий – по третьему. Теперь у нас есть чёткая линия - мы развиваем
наше законодательство на тех же принципах, тех же началах, что и Российская
Федерация».
По его словам, в рамках процесса
гармонизации за пять лет подготовлено 76 проектов различных законов, большая
часть из которых рассмотрена и принята, остальные находятся в стадии
рассмотрения. При этом речь идёт не о слепом копировании, а о возможности взять
необходимое для себя и применять. К примеру, один из видов режима, существующих
на сегодняшний день в местах исполнения наказаний, - усиленный - будет
упразднён. В России уже это сделали, для Приднестровья это тоже актуально,
поэтому также будет сделано.
В рамках гармонизации
приднестровского законодательства с российским законы не только принимались
целиком, но вносились изменения в имеющиеся. «При внесении изменений и
дополнений в конституцию ПМР мы во многом пошли по пути российской конституции,
более 90% норм буквально совпадают с российскими, есть, разумеется, и отличия»,
- сообщил руководитель минюста.
В Приднестровье с российским
законодательством гармонизированы законы: «Об индивидуальном
предпринимательском патенте», «Об индивидуальном персонифицированном учёте в
системе государственного пенсионного страхования», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
«О коммерческой тайне», «Об охране атмосферного воздуха», «О социальной защите
граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и иных радиационных и техногенных
катастроф», «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении
преступлений», «О геодезии и картографии» и другие.
«Правовая система России нам
представляется передовой, той системой, на которую нужно равняться, и через
которую мы выходим и на европейские международные нормы права, на которые и она
сама ориентируется. К тому же, процесс гармонизации помогает и в
совершенствовании специалистов, занимающихся правотворчеством», - заключил Сергей
Степанов.
С.Осадчая
|