По материалам "Ольвии-пресс".
Со
дня принятия Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений
в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" прошло чуть больше
месяца, но кажется, что больше. Так много было за это время обсуждений,
совещаний, слушаний, так часто звучало слово "Конституция". На эту тему
высказывались и представители депутатского корпуса, и исполнительной
ветви власти, и члены политических партий и общественных союзов,
объединений и организаций.
На
момент проведения вторых слушаний в адрес профильного парламентского
комитета поступило ни много ни мало 300 поправок. Таблица поправок
размещена на сайте Верховного Совета. Насколько доступен Интернет для
большинства жителей республики, это один вопрос, другой состоит в том, что есть те, кто, прочитав таблицу, не увидел там своих поправок.
"Дело
в том, что поправок, предложений по изменениям и дополнениям в
Конституцию от Дубоссар было гораздо больше, чем озвучивают здесь. Они
все вошли в заключение Президента. Что мы обсуждаем здесь, вы можете
объяснить? Так скажите: это заключение принято или не принято, если да,
то в каком объеме?" — задавал вопрос на вторых слушаниях глава
госадминистрации города Дубоссары и Дубоссарского района Игорь Мазур.
"Где
эти слушания, широкие слушания, о которых говорят? Кто сегодня может
сказать, кто вел статистику, что даже 1% принимал участие в обсуждении
данных поправок или нет? Никто не может. Скажу за Григориопольский
район: если там активно кто-то принимал участие, то это около 150-160
человек на встрече с министром юстиции. Остальные — около 50 тысяч
населения — никто не принимал никакого участия. Никто даже не знает, не
понимает, не видел ту сравнительную таблицу", — говорил на тех же
слушаниях заместитель председателя союза защитников Приднестровья Сергей
Новак.
Владимир
Карауш, глава госадминистрации Каменки и Каменского района, разделяет
наиболее распространенную точку зрения, что главная задача этого
законопроекта — принять изменения в Конституцию в части создания
правительства и решать вопросы развития экономики. "Что же касается
остальных статей и разделов, я думаю, что в столь сжатый срок вряд ли
это вызовет положительное решение. Допускаю, что изменения будут приняты
на каком-то этапе, не вызвав удовлетворения у общества. Разве будет
польза от этого? Да не будет пользы!".
При
нынешней процедуре принятия законопроектов сомнения в справедливости
конечного решения, к сожалению, возникают. Так, глава госадминистрации
Бендер Вячеслав Когут выразил опасения по поводу того, что
"общественность обсудит поправки, выскажет свое мнение, а депутатский
корпус будет голосовать так, как посчитает нужным".
Для
того чтобы избежать однобокости в принятии судьбоносных для республики
решений, председатель союза украинцев ПМР Леонид Ткачук предлагает
созвать съезд депутатов всех уровней, так как все наиболее
принципиальные решения, которые принимались в республике, всегда
проходили через эту фазу.
В
самой середине спектра различных точек зрения — практически единодушное
мнение, что повсеместное обсуждение очень важно и нужно. Оно позволит
услышать предложения всех субъектов общественно-политической жизни
республики.
То
есть недовольные все равно будут. Все дело в том, насколько большой
процент граждан останется недовольным. По демократическим канонам
таковых должно быть меньшинство. Второе чтение законопроекта, намеченное
на последние числа мая, как раз и покажет, насколько демократические
нормы нам близки. Приднестровцы, общественность республики, в той или
иной форме свое мнение высказали, и теперь, как сказал председатель
Общественной палаты Валерий Пышнограев, спрашивают: увидим ли мы
результаты обобщений? Как будут систематизированы пожелания, насколько
учтены, каков будет механизм их принятия? Одним словом, все всё сказали.
А что дальше?
|