Во
всех городах и районах Приднестровья продолжается обсуждение поправок в
Основной закон нашего государства. Тираспольский Общественный совет
организовал слушания по проекту новой редакции Конституции. Его
представил советник президента по юридическим вопросам Александр
Караман.
Такой формат вполне органично
вписывается в программу работы городских властей по широкомасштабному
обсуждению Конституционного законопроекта. В зале - представители
общественных объединений, политических движений, предприятий и
организаций столицы. Советник Президента Александр Караман познакомил
присутствующих с результатами анализа предложенных изменений в Основной
закон. Он отметил, что определенный перегиб властных полномочий в
сторону законодательных структур есть и в действующей Конституции. И в
новом варианте он не только не сглаживается, но и порой усиливается.
Александр Караман, советник Президента ПМР по юридическим вопросам: «Есть
норма, в соответствии с которой ВС обладает компетенцией отрешения от
должности лиц, занимающих высшие государственные должности в ПМР. Причем
в перечень этих лиц входят Президент, вице-президент – пока еще,
председатель Верховного суда, Арбитражного суда, Конституционного суда,
Прокурор. Нет такого в других государствах. Если есть, то в
парламентских республиках. Если эту норму оставить, а наш ВС хочет
оставить ее в проекте закона, то для того, чтобы был баланс полномочий,
тогда давайте наделим Президента правом роспуска ВС (которым он не
обладает сейчас, но предполагается что будет обладать – в
законопроекте). Давайте дадим Президенту право роспуска отдельно взятого
комитета ВС, лишения полномочий отдельно взятого депутата».
Также по новому законопроекту ВС имеет
право «осуществлять контроль за деятельностью органов власти и
управления по исполнению законодательных и иных актов. Возникает
резонный вопрос: а зачем тогда Прокуратура? Причем для этого самого
контроля парламент имеет право создавать «необходимые органы и
организации». Какие, для чего конкретно – не указано. В российской
Конституции, например, четко прописано, что для контроля над исполнением
бюджета Федеральное Собрание может создать Счетную Палату. И этого
вполне достаточно. В той же России Госдума может выразить недоверие
Правительству, но и Правительство, в свою очередь, имеет право поставить
вопрос о доверии. В течение года представители Президента в
Конституционной комиссии предлагали ввести такую норму и у нас. Но
встретили категорическое несогласие.
Александр Караман, советник Президента ПМР по юридическим вопросам: «Нельзя
дать в руки одному дубину, а другому – прутик. Потому что даже в
уголовном законодательстве есть ответственность за превышение меры
допустимой обороны. То есть, вот эти механизмы должны быть абсолютно
уравновешены, как интересы на рынке, тогда будет все нормально».
И список таких спорных моментов
достаточно велик. Вплоть до того, что даже присягу избранный Президент
приносит перед Верховным Советом. А, казалось бы, должен присягать на
верность народу. А п.6 ст. 63 законопроекта сводит до минимума и участие
главы государства во внешнеполитической деятельности.
Александр Караман, советник Президента ПМР по юридическим вопросам: «Президента
лишают права подписывать международные договоры. А кто ж тогда будет
подписывать международные договоры от имени государства? Комиссия ВС по
внешним связям? Кто? Почему нет такой нормы в Конституции? Или один
парламент договаривается с другим парламентом, подписывает соглашение и
куда пойдет республика, непонятно».
Непонятно и другое: почему все-таки
законопроект, вызывающий такую массу возражений, нужно, несмотря ни на
что, срочно принять. Ведь с «сыростью» предлагаемого законотворческого
продукта согласны все.
Владимир Боднар, депутат ВС ПМР: «На
самом деле там абсолютно не отрегулирован вопрос местного
самоуправления. И ряд других, которые нужно регулировать, нужно
приводить в порядок. А почему это не сделано?»
Вопросы властных полномочий, в общем,
основные в той самой системе сдержек и противовесов. А республике, как
никогда, нужна сильная власть.
Сергей Сердунь, историк: «Прежде
всего, это сохранение сильной президентской власти. Это особенности
исторического менталитета нашего народа. Не только народа Приднестровья,
но и РФ. Та модель, которая сложилась на протяжении многих веков:
сильный лидер - сильная власть».
Николай Смоленский, член Общественного Совета г. Тирасполь: «Не
должно быть надуманности и, тем более, не должно быть того, о чем
говорил и Александр Акимович, и Владимир Лукич косвенно тоже говорил: не
должно быть перетягивания каната здесь. Общество – не ристалище для
выяснения отношений. Общество – это то, где мы должны нормально и
комфортно жить».
Корреспондент: Наталия Кожухарь
|