9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чтение Великого канона
прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального
монастыря.
Последующее чинопоследование великого повечерия совершил наместник
обители епископ Павлово-Посадский Кирилл.
В патриаршем богослужении приняли участие более 100 казаков
Московского областного отдельского казачьего общества и землячества
донских казаков в Московском регионе.
По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к насельникам
обители и всем молящимся с Первосвятительским словом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду
первой седмицы Великого поста:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В молитве Ефрема Сирина мы обращаемся к Господу с такими словами:
<<Дух же смиренномудрия даждь ми>>. Смирение и смиренномудрие являются
тождественными понятиями. Но слово <<смиренномудрие>> помогает лучше
понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова --
<<смирение>> и <<мудрость>>.
В современный культуре, той, что оторвалась от своих христианских
корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае
люди не понимают, о чем идет речь. В худшем -- под смирением понимают
слабость, а смиренного человека воспринимают как странного,
нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных
целей -- в общем, чаще всего неудачника. С другой стороны, человек
сильный, то есть тот, кто убежден в необходимости опираться на силу в
решении всех стоящих перед ним задач, воспринимается как положительный
герой. Считается, что сильный человек способен подчинять себе других,
достигать поставленных целей.
К сожалению, подобный образ человека, лишенного смирения, есть
искусственный образ. Это некий миф. В самом деле, что происходит с
человеком, когда он опирается исключительно на силу? Прежде всего,
такому человеку не нужен Бог, ведь Бог не являет ежедневно и ежечасно
Свою силу, ведь Бог не в громе и не в молнии говорит с нами. Нужно
научиться слышать голос Божий, видеть присутствие Бога и в
человеческой истории, и в нашей жизни, а для этого нужно быть
чувствительным к воздействию на нас Божией благодати.
Человек, уповающий на свою собственную силу, чаще всего такой
чувствительности лишен. Для него Бог в лучшем случае -- философское
понятие. В лучшем случае он соглашается с Божиим присутствием как с
некоей теорией, но на практике в жизни такого человека Бога нет. Сила
интеллекта, сила воли, сила убеждений, сила власти, сила денег, сила
организации -- вот что ставится превыше Бога, потому что, уповая на
силу, многие и решают стоящие перед ними задачи.
Удивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью
смирения как ничем другим достигаем мы высоты, славы, чести и величия.
Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, но --
добродетелью смирения. Так, может быть, Иоанн Златоуст ошибался, а
правы все те, кто сегодня пишет книги, ставит фильмы и в центр
поставляет героя, иногда страшного героя, который ни перед чем не
останавливается, демонстрируя силу и опираясь на силу, а если
необходимо, то и на насилие для достижения своих собственных целей?
Однако правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с
недоумением воспринимает смирение как добродетель, -- прав Иоанн
Златоуст, и вот почему. Смиренный человек -- это человек, для которого
в центре жизни -- Бог, и под суд Божий, а значит, под суд своей совести
он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное
целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с
волей Божией. Такой человек тоже может опираться на силу интеллекта,
на силу образования, на силу убеждений. Если у такого человека есть
власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть
финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но
результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного
<<я>>, а славе Божией. Смиренный человек -- это тот, кто поставляет себя
под суд Божий.
Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное
место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную
деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или
занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку,
оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о
которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос
являются слова Божии <<Бог гордым противится, а смиренным дает
благодать>> (1 Пет. 5:5). Если мы уступаем Богу главное место в своей
жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все
второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания,
положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией.
Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с
этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Вот почему
великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе
цари, князья и полководцы, совершая успешно свои дела, получали помощь
свыше -- потому что в смирении склоняли главы свои пред Богом, и Бог
пребывал в центре их жизни.
Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для
человеческого общежития. В своей повседневной жизни мы страдаем от
того, что эта величайшая добродетель встречается все реже. Как трудно
встретить человека, имеющего и силу, и честь, и величие, которой был
бы в душе своей смиренным и жил с Богом! Насколько иной была бы жизнь,
если бы для достижения своих целей мы не прилагали только свою силу,
но вместе с Богом устрояли эту жизнь. И неслучайно святой преподобный
Ефрем Сирин молитвой своей призывает нас в течение Святой
Четыредесятницы просить Бога, чтобы дух смиренномудрия даровал Он нам
для нашего спасения. Аминь."
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси