24 января этого года казачество отмечает 95-ю годовщину трагической
даты в своей истории. Именно в этот день в 1919 году состоялось
заседание Организационного бюро ЦК РКП (большевиков), на котором был
рассмотрен вопрос о казачестве.
На нем принято циркулярное письмо «Об
отношении к казакам». Оригинальный текст циркулярного письма не
сохранился. Не сохранились и фамилии присутствующих на этом заседании. В
Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма имеется
только копия этого письма, которое гласит: «Последние события на
различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения в глубь казачьих
поселений и разложение среди казачьих войск – заставляют нас дать
указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и
укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая
опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно
правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем
поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость
пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против
богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый
террор по отношению ко всем вообще казакам, принимающим какое-либо
прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему
казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от
каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской
власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать
все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко
всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселившейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или
иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и
неуклонно проводить настоящее указания.
ЦК постановляет провести через
соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему
разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению
бедноты на казачьи земли.
Центральный комитет РКП».
Получив такую директиву, партийные
органы на местах: на Дону, Кубани, Тереке, Урале и других казачьих
местах применили репрессии не только к богатым казакам, уничтожая их
поголовно, но и практически ко всему казачеству. Тем более циркулярное
письмо это позволяло. Казакам запрещалось ношение своей традиционной
одежды, из обращения извлекалось даже само слово «казак». Не обошли
репрессии казаков, проживающих на Кубани и Тереке.
Ответом на такие репрессивные меры
явились многочисленные восстания. Те трагические события, происшедшие на
Дону, описал великий писатель ХХ века М. А. Шолохов в романе «Тихий
Дон».
Казаки многих станиц Терека и Кубани
также восставали против бесчинств власти большевиков. В горах, лесистых
местностях скрывались казаки-повстанцы, которых официальная власть стала
называть бело-зелёными бандитами.
Разумеется, бело-зеленые не были
бандитами. Это настоящие патриоты, которые не могли мириться с
насильственным расказачиванием, не заслуженными репрессиями. Это были
преданные России воины, которые сражались на полях Первой мировой войны,
переросшей, к сожалению, в гражданскую, братоубийственную.
Казаки-фронтовики поверили агитаторам,
утверждавшим, что нужно бросать фронт и ехать в свои станицы работать на
своей земле, которую у них никто и никогда не будет отбирать. Однако
все это оказалось ложью. По прибытии в свои станицы казаки увидели
совсем другое. Здесь проводились продразверстка, расстрелы, ликвидация
традиционного казачьего самоуправления…
В таком положении оказались и станицы,
находящиеся недалеко от Ставрополя: Новомарьевская, Филимоновская,
Рождественская, Каменнобродская, Сенгилеевская, Новотроицкая и др.
Насильственные действия советских
властей против казаков заставили многих из них взяться за оружие и уйти в
Татарский и Русский леса. Вскоре был создан большой повстанческий
отряд, которым руководил есаул из станицы Новомарьевской Василий
Беззубов. К повстанцам стали примыкать и много казаков, прибывших после
предательского бегства руководства Кубанской армии с берегов Черного
моря 20 апреля 1920 года.
О бело-зеленом восстании и действии
повстанцев написана историческая повесть М. А. Таратухина и П. С.
Федосова «Сыны красавицы Кубани», которая издана в прошлом году.
К сожалению, о восстании казаков в
станицах Новомарьевской, Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской,
Филимоновской и др., да и вообще о так называемом бело-зелёном движении
в начале 20-х годов ХХ столетия вблизи Ставрополя знают немногие, в том
числе и жители станиц, и краевого центра.
Несмотря на то, что в средствах массовой
информации тех лет казаков-повстанцев называли бандитами, в
«Информационной сводке» СтавГубЧК с 1 по 15 октября 1921 года (ЦА ФСБ РФ
Ф.1. ОП.1. Д. 0434) отмечается: «…Повстанческий отряд Беззубова имел
чётко определённую политическую окраску – врангелевцы» (выделено
автором).
Врангелевцы, так же как и деникинцы,
колчаковцы, калединцы, бичераховцы, шкуровцы, духонинцы, семёновцы,
каппелевцы и многие другие, были крупными воинскими соединениями Белой
армии, в которых сражались и казаки. Они были патриотами. Подтверждением
этому служит то, что в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг.
многие руководители Белого движения, находясь за рубежом, не пошли (за
редким исключением) на сделки с вермахтом.
Известно, что прах А. И. Деникина, как
патриота России (по решению Президента В. В. Путина), перенесён с
казачьего кладбища штата Нью-Джерси (США) и захоронен на территории
некрополя Донского монастыря г. Москвы.
В некрополе Донского монастыря захоронен
и прах генерала В. О. Каппеля, который в ноябре 1919 года адмиралом А.
В. Колчаком был назначен командующим Восточным фронтом Белой армии.
Обоих генералов посчитали патриотами. А вот многие тысячи казаков,
выступивших против насилия, против террора, репрессий большевистской
власти, остаются до настоящего времени бандитами — они даже по
прошествии десятилетий не реабилитированы.
Жаль, что до настоящего времени мы не
определились в оценке революционных событий 1917 года и Гражданской
войны 1918 – 1921 гг. Действительно в эти времена совершались
преступления как с одной, так и с другой стороны. Однако всем
преступлениям надо давать объективную оценку. Двух сторон исторической
правды быть не может. Правда всегда одна, пусть порой и горькая.
Почти весь двадцатый век казаки
подвергались клевете. Большевики их преследовали за традиции, которые
складывались у этого самобытного народа многие века, за верность Родине,
православной вере.
Молодому поколению казаков следует не
только знать какие-то элементарные этнографические факты о жизни своего
народа, но и полноценную, правдивую историю, всеми силами стараться
претворять в жизнь своеобразные традиции, обычаи, неповторимую культуру,
вобравшую в себе и культуру соседних народов. Все это в будущем даст
возможность сохранить еще на многие времена этот своеобразный этнос.
Мы должны твердо помнить, что
большевистская власть успешно действовала на многих фронтах, в том числе
и из-за отсутствия единства среди казаков. Нечто подобное повторяется в
казачьем движении и сегодня. Глубочайшей ошибкой следует считать
деление казаков на реестровых и нереестровых. Всем казакам надо думать о
своем будущем. Если они будут жить также и дальше разрозненно, враждуя
между собой, то через несколько лет о казачьем этносе будут говорить,
как об исчезнувшей исторической общности.
Петр Федосов, кандидат исторических наук, член Союза журналистов Российской Федерации.
|