За неделю до Праздника Светлого Христова
Воскресения ‑ Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста христиане
всего мира отмечают Вход Господень в Иерусалим, известный в России как Вербное воскресенье.
Вербное, или Пальмовое, воскресенье связано с вхождением Иисуса Христа в
Иерусалим, когда Он верхом на молодой ослице въехал в город и все
жители вышли Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя
верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они
устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами
"Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было
чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем
самым свое право называться Сыном Божиим.
В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается
символом будущего воцарения Бога. Этот праздник отмечается христианской
церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Праздник еще
называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми
приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей
"Цветоносия", "Цветною". В России же этот праздник называется "Вербным
воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает
после долгой зимы - это верба.
В этот день верующие стоят на богослужении с освященными в храме
веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего
Христа. Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении, то
есть на вечерней службе накануне праздника. После чтения Евангелия
священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви
святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после
литургии.
Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение
Господне. В народе считалось, что освященная верба очищает и отгоняет
нечистую силу. Веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили
весь год до следующего Вербного воскресенья.
На Вербное воскресенье верующим, соблюдающим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или седмица,
последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой
вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие,
погребение Иисуса Христа.
|