В Приднестровье обратили внимание
на рост числа заявлений по проблематике молдо-приднестровского урегулирования
от представителей различных государств и международных структур и с
признательностью воспринимают заботу о будущем народов, проживающих в данном
регионе Европы.
Вместе
с тем, учитывая то, что зачастую отдельные фразы из заявлений
высокопоставленных представителей тех или иных государств выдергиваются из
контекста, а это создает основания для двусмысленных толкований и завышенных
ожиданий от различных мероприятий внешнеполитического характера, так или иначе
сопряженных с нормализацией отношений между двумя суверенными государствами –
Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, приднестровская
сторона считает необходимым разъяснить следующее.
Первое. Приднестровская Молдавская
Республика подтверждает свою готовность к ведению переговорного процесса на
основе принципов равноправия, создания многоуровневой системы гарантий и
безусловного выполнения ранее достигнутых договоренностей.
Однако перманентный политический
кризис в Республике Молдова, начавшийся в 2009 году, и отсутствие легитимно
избранного Президента Молдовы не позволяют говорить о возможности полноценного
возобновления переговорного процесса на всех уровнях, в первую очередь на
уровне принятия юридических и политических обязательств, а не на уровне
пропаганды и нацеленных на внешнего потребителя заявлений.
Второе. В Приднестровье высоко
ценят усилия российских миротворцев, которые совместно с другими участниками
миротворческой операции берегут мир и покой в Приднестровье. Эта операция
по-прежнему сохраняет свою актуальность и востребованность, несмотря на попытки
молдавских властей дискредитировать данную операцию.
Как справедливо отметил Министр
иностранных дел Российской Федерации, существует единственно возможный алгоритм
шагов в отношении миротворческой операции. Первый этап – это определение
окончательной модели урегулирования, и только на следующем этапе, в случае
целесообразности, может быть поставлен вопрос о трансформации нынешней операции
в мирогарантийную, которая обеспечивала бы достигнутые итоги урегулирования.
Что касается военного имущества
бывшей 14-ой Армии, находящегося в Приднестровье, то этот вопрос находится в
исключительной компетенции руководства Российской Федерации и Приднестровской
Молдавской Республики. Сохранность данных объектов надежно обеспечивается как
российскими военными, так и приднестровскими силовыми структурами, в чем не так
давно смогли убедиться высокие представители Министерств иностранных дел России
и Украины.
Третье. В Приднестровье понимают
важность «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного
процесса по приднестровскому урегулированию» (формат «5+2»), в котором
«пятерку» составляют учредители формата: Молдова и Приднестровье (стороны),
Россия, Украина и ОБСЕ (посредники), а «двойку» – присоединившиеся к формату в
2005 году на основе консенсуса всех участников наблюдатели от ЕС и США, и
готовы совместно с другими его участниками прилагать усилия для его
разблокирования.
Вместе с тем, неверно ожидать,
что от разблокирования официальной работы данного консультативного форума
магическим образом произойдет автоматическое разрешение всех имеющихся проблем.
Формат «5+2» – один из вспомогательных форматов, который призван оказывать
содействие полноценным переговорам двух равноправных сторон конфликта, а не
место для навязывания тех или иных решений.
В этом контексте приднестровская
сторона ожидает, что по меньшей мере четыре участника формата «5+2» (Молдова,
Приднестровье, Россия и Украина) по-прежнему связаны ранее взятыми на себя
обязательствами (совместные заявления от 18 марта 2009 года и 17 мая 2010 года)
относительно необходимости создания условий для возобновления официальной
работы в данном формате. Полагаем, что Российская Федерация и Украина, как государства-гаранты,
смогут внести более активный вклад в создание таких условий, что позволило бы
реальными шагами приблизить перспективы возобновления работы «Постоянного
совещания…».
Четвертое. Приднестровская
сторона напоминает, что цели и задачи «Постоянного совещания…», как и
переговорного процесса в целом, четко определены ранее подписанными
документами. Переговорный процесс ведется для определения «конкретных
параметров итогового документа о всеобъемлющем разрешении приднестровской
проблемы».
Хотя ничего нового в недавних
заявлениях не прозвучало, подчеркнем, что ни в одном из документов
переговорного процесса не идет речи об урегулировании в рамках «единого
государства в рамках территориальной целостности Республики Молдова». Попытки
предопределить модель урегулирования до решения самих сторон конфликта в корне
противоречат незыблемому в переговорном процессе принципу равноправия сторон.
Любые попытки втиснуть сложный и
всеобъемлющий процесс переговоров в «прокрустово ложе» навязываемых извне
моделей, не учитывающих сложившиеся реалии и нарушающие права человека,
встретят отторжение у народа Приднестровья и поставят под сомнение
целесообразность ведения работы в искусственно ограниченных рамках в любых
форматах.
Пятое. Приднестровский народ
самостоятельно и четко определил свое будущее. Народ Приднестровья никогда не
жил в составе Республики Молдова и не был связан с государственностью Молдовы
как в новейший период истории, так и на более ранних этапах, за исключением
периода сосуществования в рамках Советского Союза.
Мы видим свою судьбу
исключительно как суверенное независимое государство – равноправный член
международного сообщества. В связи с этим для приднестровской стороны не
представляет актуальности вопрос «территориальных разменов», которые ведутся
или могут вестись третьими государствами, поэтому чьи-либо «отказы» от
Приднестровья не являются предметом для серьезных комментариев.
Убеждены также, что именно
признание независимости Приднестровской Молдавской Республики, а не надежды на
нейтралитет государства, полноценно интегрированного в многочисленные программы
НАТО и развивающего новые программы военно-политического сотрудничества с одним
из наиболее активных членов Альянса, стало бы весьма существенным вкладом в
создание архитектуры безопасности на европейском континенте.
Как уже подчеркивалось,
единственным субъектом, уполномоченным принимать решения о своей судьбе,
является многонациональный приднестровский народ, воля которого выражена в ходе
всенародных референдумов, в том числе в 2006 году, когда более 97% пришедших
для участия в голосовании высказались за независимость Приднестровья.
г. Тирасполь, 30 марта 2011 года
|