Уважаемые депутаты Верховного Совета V созыва!
Уважаемый Председатель Верховного Совета!Уважаемые приглашенные!
Позвольте мне от имени народа Приднестровья поздравить с избранием депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики V созыва и пожелать Вам добросовестной и плодотворной работы на благо Родины.
Очередные выборы в Верховный Совет, подтвердили еще раз устои и демократическую стабильность и прочность нашего государства. Более 90 наблюдателей из 11 стран мира убедились в том, что выборы прошли преимущественно на альтернативной основе, гласно, свободно и демократично.
Уважаемые депутаты!
Несмотря на непростые сложившиеся условия, характерные для многих государств на постсоветском пространстве, и с учетом особенностей становления независимого государства - Приднестровской Молдавской Республики, его защиты от вооруженного посягательства националистов Молдовы, приднестровскому народу удалось за короткое время (жизнь требовала!) сформировать все институты власти при строгом соблюдении международных норм права по государственному строительству, её разделению на представительную, законодательную и судебную. Сохранив промышленный потенциал, создать основы рыночной экономики, обеспечить оборону и безопасность государства, в социальной сфере добиться основных, гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, создать правовое государство с гарантией верховенства закона на всей его территории, для всех национальностей.
Верховному Совету V созыва предстоит продолжить работу над совершенствованием законодательной базы государства, правил жизни приднестровского народа. Наши главные цели остаются неизменными - независимость, суверенитет и дальнейшее совместное развитие с Россией, при добрососедских и партнерских отношениях с другими государствами. Но не менее важная задача - формирование надежного правового механизма для экономического прогресса страны, обеспечение дальнейшей консолидации общества, сохранение социальной направленности нашей внутренней политики, признание прав и свобод человека высшей ценностью государства.
Каждый депутат Верховного Совета должен осознавать свой статус как члена представительного (т.е. сформированного избирателями для представления их интересов) и законодательного (для создания и принятия законов) органа государственной власти. Законотворческий процесс в Приднестровской Молдавской Республике представляет собой основанную на Конституции деятельность государства по регулированию общественных отношений во всех сферах жизни наших граждан. Все мы понимаем, что законность в республике прежде всего обусловлена совершенством её правовой базы. Законодательство обязано быть полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической науки и надежными механизмами его выполнения и защиты.
Для достижения качества принимаемых решений, освещения всех аспектов жизни государства, важнейшее значение имеет реальное взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, конституционно-правовое его регулирование путем разработки, рассмотрения и принятия законодательных актов, различных по своей силе и содержанию. Порядок взаимодействия Президента - главы государства, Кабинета Министров, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов с Верховным Советом ПМР за свою 19-летнюю историю подтверждает наличие сформировавшейся практики, наработанного механизма в этой сфере. Результатом совместной работы является разносторонняя законодательная база Приднестровской Молдавской Республики, насчитывающая кроме Конституции - Основного закона государства, 224 базовых законов, в том числе 14 кодифицированных.
Вместе с тем, следует отметить, что действующих законов, принятых Верховным Советом только с 1996 года, насчитывается 1358, следовательно, 83% правовых актов относятся к разряду поправок, изменений и дополнений в базовые законы!
Поэтому основное внимание законодателей должно быть уделено качественному содержанию принимаемых законов. Для этого необходимо в большей степени учитывать мнение
правоприменителей, активно использовать научное и практическое прогнозирование, привлекать ученых Республики для изучения эффективности действующих норм права, то есть, механизм публичного обсуждения законопроектов, носящих общенародный характер, их глубокий анализ и всестороннее экспертное исследование.
Необходима координация работы всех ветвей власти, выработка позиции в процессе подготовки законопроекта, четкое определение цели закона, последствий его влияния на жизнь граждан. Сама процедура принятия законов строго согласно регламенту требует присутствия официальных представителей всех участников законотворчества. При направлении Верховным Советом проектов законов на рассмотрение в органы местной власти последним следовало бы предоставлять более длительные сроки для их изучения, внесения предложений и замечаний.
Значимость взаимодействия всех ветвей власти определяется тем, что организация исполнения принятых законов полностью возлагается на судебную систему и на исполнительные органы государственной власти, между тем, в постоянно изменяющихся общественных отношениях принятые законы, если они чрезмерно детализируют отдельные виды деятельности, быстро устаревают, нуждаются в корректировке. Инициаторами поправок в законы выступают представители депутатского корпуса, а практики - применители законов гораздо реже, при этом допускаются системные ошибки.
Анализируя работу, проведенную Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики IV-го созыва, отмечаю, что дальнейшая законодательная практика нуждается в совершенствовании работы всех ветвей власти.
Получив предложения с мест от судебных и исполнительных органов власти, выскажу депутатам Верховного Совета V созыва ряд предложений для совершенствования законодательного процесса .
Недостатком действующего процесса законотворчества является отсутствие в нём последовательности и всесторонности охвата регулируемых правоотношений. В чём это выражается?
Во многие базовые законы внесено столько поправок, что они уже изменили концепцию самих законов, их цели, и требуют теперь принятия в новой редакции. Часто вносимые изменения в законодательные акты не являются системными и комплексными, носят выборочный, ситуативный характер. Многие поспешные изменения в законодательстве обусловлены мотивами политической целесообразности, а не общегосударственными интересами.
Иллюстрируют сказанное следующие примеры:
- в Кодекс «Об административных правонарушениях», принятый 19 июля 2002 года, за 8 лет уже внесено 74 поправки;
- в Закон «О едином социальном налоге» от 30 сентября 2000 года - 43 изменения;
- в Закон «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия» от 11 августа 2003 года внесено 40 поправок;
- в Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 28 декабря 2001 года - 32 изменения;
- в Законе «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации» от 5 ноября 1994 года 30 поправок;
- в Законе «Об оплате за землю» от 30 сентября 2000 года 28 изменений.
Этот список, иллюстрирующий качество законотворческой деятельности, можно продолжить.
Президиуму Верховного Совета рекомендую обратить внимание на целесообразность изменения подходов к оценке эффективности работы самих депутатов. Действующие сегодня критерии опираются на общее количество законопроектов, представленных на рассмотрение сессий, и принятых по ним законов. Такой «валовый» показатель приводит к погоне за количеством заявленных проектов в ущерб их качеству. По образному выражению английского философа и литератора Томаса Фуллёра «множество законов приводит, в конечном счете, к потере законности».
Необходимо полностью исключить субъективистский подход при создании законопроектов, активнее использовать научный анализ эффективности действующих норм права и прогнозную оценку нововведений. А в регламент подготовки и рассмотрения законопроектов предлагаю внести правовую норму, ограничивающую удельный вес поправок к действующему закону до 50% его статей. В противном случае закон следует принимать в новой редакции.
Хочу отметить также, что системность необходима не только в рабочих отношениях ветвей власти в процессе законотворчества. Поступательность и планомерность играет качественную роль при планировании законодательной деятельности и её осуществлении. Конкретная сфера правоотношений не может быть урегулирована лишь точечной совместной работой. Важен плановый подход к законодательному обеспечению той или иной области жизни.
Законы, действующие в рамках одной сферы правоотношений, не могут вступать во взаимное противоречие, принятие их должно быть своевременным, а внедрение - целесообразным, исключающим незаконченность и неурегулированность отдельных положений. Объясню, что это значит.
Например, 11 июня 2007 года Верховным Советом был принят закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обеспечивший внедрение системы «одного окна», то есть упрощённой системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключающей долгосрочные бюрократические процедуры. Практика его применения уже показала, что в законе имеются определённые ограничения, ущемляющие права и свободы граждан.
В этой же сфере правоотношений и в тот же период был внесён проект закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Он был принят Верховным Советом в первом чтении 4 апреля 2007 года, и вот уже скоро три года (!) остаётся в режиме второго чтения. А отсутствие такого правового акта существенно осложняет работу регистрирующего органа и не позволяет надлежащим образом обеспечить соблюдение прав приднестровцев.
С 25 ноября 2008 года на рассмотрении Верховного Совета находится проект Закона «О судебно-экспертной деятельности в ПМР», а с 5 декабря того же года - законодательная инициатива Президента «О введении в действие градостроительного Кодекса ПМР». Несмотря на то, что проекты в марте 2009 года были приняты в первом чтении, судьба их пока не решена.
2 июля 2009 года в порядке законодательной необходимости в Верховный Совет был направлен законопроект «О гражданской защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а принят он был лишь в первом чтении и более чем через год - 27 сентября 2010 года!
Не менее актуальной для Приднестровья является и проблема миграции трудоспособного населения. Проект закона «О миграции» был разработан профильным комитетом Верховного Совета в феврале 2007 года, прошел режим первого чтения в апреле 2008 года, второго - в июне 2009 года. Затем был отклонён и 8 июля 2009 года повторно внесён на рассмотрение Верховного Совета.
Длительное время на рассмотрении Верховного Совета находится законопроект, направленный на урегулирование земельных отношений в части расчета нормативной цены прав пользования и (или) владения землёй, что не позволяет в полном объеме производить кадастровую оценку земель и совершать сделки с правами на землю.
Ряд областей правоотношений в нашем законодательстве нуждаются в последовательном и полном законодательном реформировании, некоторые сферы требуют качественно иных подходов, что также должно найти отражение в будущих законах.
Реально с 2005 года между Министерством здравоохранения и социальной защиты и профильным Комитетом Верховного Совета ведется работа по целесообразности перевода нашего государства на международно признанную систему обязательного медицинского страхования граждан. Внесенные как законодательные инициативы Президента законопроекты «О медицинском страховании граждан» и «О государственных гарантиях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью» были отклонены в 2005 году, затем после их доработки рабочей группой с учетом замечаний и предложений Верховного Совета были представлены в 2006 году повторно, и повторно отклонены. Вместе с тем, альтернативного законопроекта сам профильный комитет не предложил до сих пор, чем нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья и гарантированное медицинское обслуживание.
Уже упоминалось о Законе 1994 года «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации». Бесчисленные поправки его не спасут. Нужно полное реформирование этой сферы путём принятия двух концептуально новых законов: «О государственном управлении и государственной администрации» и «О местном самоуправлении». В изменении концепции нуждается и Закон «Об оплате труда работников бюджетной сферы».
Все эти факты говорят об одном: о необходимости еще более тщательного работать Верховному Совету совместно с Кабинетом министров, Судебным департаментом. Периодически организовывать и проводить совместные многосторонние форумы по наиболее важным проблемным вопросам в целях выработки взаимопонимания и согласованной позиции.
В качестве предложения по обеспечению гармоничного сотрудничества и взаимодействия исполнительных и судебных органов государственной власти с представителями законодательного органа, может быть обозначено внедрение института предварительного общественного изучения и обсуждения законопроектов, включая и общественные объединения и организации.
Созданная в 2010 году под председательством Президента Межведомственная конституционная рабочая комиссия по подготовке изменений и дополнений в действующую Конституцию избрала путь широкого обсуждения и совета с народом проекта предлагаемых изменений. Итоги её работы будут представлены Верховному Совету в 2011 году.
Законотворческий процесс втягивает в себя все заинтересованные стороны. Наиболее удачным в таком сотрудничестве становится формат рабочих групп с равными полномочиями всех их членов.
Хороший опыт подобной работы накопился у Комитета по экономической политике, бюджету и финансам, работающего совместно с экономическим блоком Кабинета Министров и научными лабораториями ПГУ. Рекомендовал бы привлекать в состав рабочих групп, создаваемых по инициативе Верховного Совета, и глав государственных администраций городов и районов, а также продолжить практику участия депутатов в межведомственных комиссиях, образуемых по инициативе министерств. Например, в комиссиях по рыночной оценке, разгосударствлению и приватизации объектов государственной собственности, проверке исполнения инвестиционных обязательств покупателями приватизированных объектов государственной собственности, а также комиссий в сфере финансового оздоровления предприятий аграрно-промышленного комплекса.
Особого внимания требует проведение тщательной экспертизы действующего законодательства и новых законопроектов. Необходимо, на мой взгляд, выработать единый системный регламент разработки законопроектов (независимо от источника законодательной инициативы), в котором будет прописана как обязательная не только правовая, но и историческая, идеологическая, внешнеполитическая и особенно анти коррупционная экспертиза, а также иные экспертные оценки, и увязать его с регламентом принятия законов Верховным Советом. А затем соответствующим нормативным актом отрегулировать методику проведения экспертизы законопроектов.
Замечу для иллюстрации, что отклонение 24 ноября 2010 года Верховным Советом внесённого Президентом законопроекта «Об экологической экспертизе» рассматривается как своего рода лоббирование интересов промышленников, не озабоченных сохранением окружающей среды. А принятые в рамках антикризисной программы изменения и дополнения в «Земельный кодекс» в части освобождения предпринимателей от возмещения потерь сельскохозяйственного производства при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, противоречат принятой концепции природоохранного законодательства, не дают должного экономического эффекта и носят сугубо коммерческий характер.
Нуждается в системном подходе законодательное регулирование внешнего и внутреннего налогового и финансового контроля деятельности юридических лиц, в том числе в области противодействия коррупции, с определением места и роли всех органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией, включая и Счетную палату. Необходимо создание правового поля, направленного на исключение самих условий коррупционных проявлений в органах государственной власти и управления, а также механизмов пресечения коррупции. Предлагается сформировать единую систему координации деятельности всех государственных контролирующих органов, налаживания надлежащего информационного взаимодействия, всестороннего развития сотрудничества между ними. Требуются более действенные правовые нормы, устанавливающие меры ответственности должностных лиц органов власти, правоохранительных органов, юридических лиц за непринятие мер реагирования на обращения, представления и предписания органов внешнего финансового и налогового контроля.
Для укрепления налоговой дисциплины в республике назрела необходимость принятия законодательного акта, учитывающего различные особенности и специфику видов контроля. Более четкая проработка общих вопросов осуществления налогового контроля, его принципов, форм и методов, создаст понимаемую всеми участниками налоговых правоотношений «систему координат» для оценки действий налоговых органов и результатов самого налогового контроля, сделает эту работу более «прозрачной» и понятной для налогоплательщиков.
При решении задачи повышения собираемости налогов следует обратить внимание на ликвидацию пробелов, создающих возможности ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов, сближение системы налогового и бухгалтерского учета, сближение налоговой базы, указанной в декларациях налогоплательщиков, с налоговой базой, рассчитанной по уровню их экономической активности.
Отсутствует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, необходимо закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и их взаимодействия с другими органами государственного контроля.
Уважаемые депутаты!
Позвольте теперь более подробно остановиться на основных приоритетах внутренней и внешней политики нашего государства.
В социально-экономической сфере:
Для создания условий восстановительного роста и адаптации приднестровской экономики к возросшим рискам мировых рынков считаю необходимым сосредоточить действия на следующих направлениях:
Первое, обеспечить стабилизацию экономического положения хозяйствующих субъектов путём системной государственной поддержки реального сектора экономики, особенно в экспортно-ориентированных отраслях. Управляющее воздействие со стороны государства на отрасли промышленности должно приобрести характер общего стратегического регулирования. Промышленному сектору предлагается рассмотреть стимулирование государством следующих направлений:
а) инновационной деятельности предприятий, направленной на повышение их конкурентоспособности, открытие новых производств и создание новых рабочих мест;
б) технического перевооружения промышленных предприятий, модернизации производственных процессов и повышения эффективности производства;
в) деятельности, способствующей наращиванию экспорта готовой продукции.
Второе, добиваться экономического равновесия интересов государства и экономических агентов, выработать новые формы взаимодействия между ними, законодательно закрепить социальную ответственность участников такого партнёрства. Так, энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства республики, во многом определяет её основные финансово-экономические показатели. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но при этом приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для стабильного обеспечения экономики республики и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти энергетическая политика, целью которой является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения государства. Основными приоритетами будут:
а) полное и надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами по доступным и стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении Приднестровья;
б) снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при выработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
в) повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития государства.
Регулировать все обозначенные направления деятельности можно посредством принятия законов «О природном газе и газоснабжении», «О теплоэнергетике» и подзаконных актов, обеспечивающих стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизни общества. Единственным гарантом поставок энергоресурсов потребителям станет безусловное исполнение государством и обществом своих обязательств по оплате за их потребление с обеспечением баланса интересов производителей и потребителей энергоресурсов, отвечающего потребностям развития общества.
Третье, стимулировать развитие предприятий малого бизнеса, развивать систему его кредитования. Особое внимание уделять законопроектам, направленным на реализацию действующей Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства и Основных мероприятий этой программы на 2010-2012 годы.
В качестве примера следует отметить, что в настоящее время отношения в сфере организации транспортного обслуживания регулируются рядом подзаконных актов, а действующий закон «О транспорте» устарел и не содержит в себе регламентацию отношений в сфере транспортного обслуживания, есть правовой пробел в законодательном регулировании данных отношений.
Необходимо продолжить работу над законопроектом «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в ПМР», с одновременным внесением соответствующих изменений в Кодекс «Об административных правонарушениях».
Четвертое, сохранить государственную поддержку предприятий агропромышленного комплекса, развивать механизмы усиления конкурентоспособности и устойчивости АПК для обеспечения продовольственной безопасности и социальной стабильности республики. Сохранить в 2011 году систему льготного налогообложения экономических агентов сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей республики в виде фиксированного сельскохозяйственного налога на уровне 2010 года.
Государственная финансовая поддержка агропромышленного производства должна поощрять наиболее эффективные формы и виды производства, обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимые доходы для устойчивой хозяйственной деятельности и расширенного воспроизводства.
В 2011 году завершает своё действие Государственная программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса. В этой связи в среднесрочной перспективе необходимо разработать и принять новый пакет нормативных правовых актов, способствующих:
а) привлечению внутренних и внешних инвестиций в сегменты аграрного рынка для модернизации и технического перевооружения производства, внедрения прогрессивных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющие расширить объемы производства продукции и повысить её качество;
б) сохранению и повышению плодородия почв, воспроизводству и рациональному использованию биологических ресурсов;
в) развитию приоритетных отраслей сельского хозяйства, таких как животноводство и овощеводство;
г) поддержке альтернативной деятельности в сельских территориях, созданию благоприятных условий для молодежи;
д) интеграции сельскохозяйственных организаций, перерабатывающей промышленности, обслуживающих отраслей, торговых и банковских структур.
Все поставленные задачи в комплексе можно последовательно решать, приняв законы «О сельском хозяйстве», «О мелиорации», «О государственном продовольственном заказе» и внеся изменения и дополнения в Земельный Кодекс.
Пятое, главную роль в преодолении последствий мирового финансового кризиса, в выходе на траекторию динамичного экономического роста сыграла эффективная финансово-кредитная политика. Она направлена на снижение темпов инфляции и поддержание устойчивости приднестровского рубля. Необходима разработка долгосрочной стратегии развития финансово-кредитной сферы в ПМР. Банковскому сектору экономики необходимо обеспечить дальнейшее наращивание ресурсного потенциала и объемов кредитной поддержки экономики. Не менее важен и закон о сбережениях граждан, о денежных вкладах трудящихся.
Шестое, требуется активизация инновационной и инвестиционной деятельности. В связи с активизацией приватизационных процессов в Приднестровье инвестиционная деятельность в последние годы развивалась нарастающими темпами (более 70% объектов государственной собственности уже приватизированы и инвестиционные программы по ним в основном исполнены). С 2008 года проявляется тенденция к уменьшению темпов роста инвестиций, в 2009 году отмечено их серьёзное снижение. В рамках инвестиционной политики на 2011 год необходимо выработать механизмы содействия инвестиционной активности, гарантировать свободу функционирования привлеченного капитала, создать надлежащие условия его защиты.
Седьмое, в области политики трудовой занятости -остановить дальнейший рост уровня безработицы путём создания новых рабочих мест, обеспечить решение ключевых проблем снижения напряженности на рынке труда республики. Учитывая особую необходимость в поддержке молодых специалистов для реализации ими своих профессиональных знаний, необходима разработка комплекса мер, направленных на повышение заинтересованности организаций республики в приёме на работу молодежи. В их числе изменение действующего законодательства в части предоставления конкретных льгот (налоговых и др.) для работодателей, принимающих на работу выпускников организаций высшего, среднего и начального профессионального образования.
Необходимо минимизировать производственный травматизм работников, для этого потребуется разработка и принятие на законодательном уровне экономических механизмов обеспечения безопасности от промышленных аварий и катастроф. Распоряжением Президента в октябре 2010 года образована межведомственная рабочая группа, которой поручено разработать законопроект «Об основах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве». Предлагаю депутатам профильного комитета подключиться к этой работе.
8) В целях повышения жизненного уровня населения необходимо добиваться увеличения доходов работников бюджетной сферы, пенсий, пособий, выплачиваемых за счет бюджета, поддержания уровня реальных доходов и платежеспособного спроса населения. Необходимо найти такие действенные меры социальной поддержки семей, которые дают быстрый и эффективный результат. Забота о будущих поколениях - это самые надежные, благородные и умные инвестиции.
В целях повышения мотивации к труду и стимулирования его эффективности необходимо концептуальное изменение законодательства об оплате труда, в том числе и посредством расширения полномочий работодателей при определении конкретных размеров заработной платы отдельных работников, но не ниже установленных законом минимумов.
Задачами в области пенсионного обеспечения являются:
а) повышение уровня жизни пенсионеров путем постепенного увеличения реальных размеров пенсий (Законом «О бюджете на 2011 год» предусмотрены ежеквартальные увеличения размеров пенсий);
б) увеличение среднего размера пенсии до 55-60% от средней заработной платы;
в) приближение минимального размера пенсии к прожиточному минимуму (в 2006году она составляла 59,3% от прожиточного минимума, в 2007 - 49,7%; в 2008 - 43,2%; в 2009 - 48,7%; в 2010 году - 51,7%).
Однако решить одновременно две задачи - довести минимальный размер пенсии до прожиточного минимума и перейти на дифференцированный размер пенсии в зависимости от накопленного трудового вклада возможно только путем увеличения поступлений в Государственный пенсионный фонд, финансовая база которого в последние годы сузилась.
Учитывая изложенное, предлагаю создать совместную рабочую группу по выработке мер, направленных на повышение эффективности и стабилизации деятельности Пенсионного фонда ПМР.
В области социальной защиты и социального обслуживания населения предлагаю скоординировать работу всех ветвей власти по следующим направлениям:
а) всеобщность и гарантированность законодательно установленных форм и видов обеспечений на уровне не ниже социальных нормативов;
б) достижение социально гарантированного минимума предоставляемых пособий, дифференцированного для различных категорий населения за счет централизованных государственных фондов, и более высокого уровня - за счет негосударственных;
в) формирование целостного характера и адресности мер социального обеспечения, отказ от уравнительности в социальной защите, предоставление помощи конкретно в ней нуждающимся;
г) введение механизма постоянного повышения уровня жизни социально незащищенных граждан и «гибких» организационных структур их обеспечения;
д) принятие государственной программы по созданию и развитию учреждений социального обслуживания.
В области социальной защиты института семьи необходимы:
а) пропаганда ценности семьи, различных форм семейного устройства, формирование в обществе позитивного образа семьи, особенной ценности семьи, принимающей детей на воспитание;
б) дальнейшее развитие системы предоставления пособий гражданам, имеющим детей;
в) разработка комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей;
г) усиление социальной защиты работников, имеющих семьи с детьми;
д) проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки их влияния на улучшение положения семьи.
В направлении развития городов, поселков и сёл, реформы жилищно-коммунальной отрасли и улучшения жилищных условий населения предлагается:
1) В максимально сжатые сроки принять законопроекты, находящиеся в Верховном Совете в режиме второго чтения (Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, Государственная целевая программа «Строительство, ремонт и реконструкция систем питьевого водоснабжения сел и поселков ПМР на 2011-2015 годы») и разработать поправки и дополнения к действующим законам, касающиеся повторной приватизации государственного жилищного фонда.
2) Законодательно утвердить границы городов и районов республики. Внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности граждан и должностных лиц за нарушение правил благоустройства и санитарии на территории населенных пунктов, за самовольное строительство и перепланировку жилья и др.
3) Создать на законодательном уровне условия обеспечения финансовой самодостаточности местных бюджетов городов и районов, предусматривающие стимулирование мер, направленных на повышение доходов местных бюджетов, а также усиление ответственности за нерациональное и неэффективное расходование бюджетных средств.
В области совершенствования системы здравоохранения, образования, молодежных и информационных коммуникаций, развития культуры и спорта вношу следующие предложения:
1. Для обеспечения комплексного подхода к решению
задач, направленных на развитие системы здравоохранения, предлагается разработать и принять в статусе законов две новые Государственные целевые программы:
а) ГЦП «Скорая помощь» на 2012-2016 годы. Программа позволит оснастить учреждения и отделения скорой медицинской помощи современным оборудованием, повысить качество оказания медицинских услуг, снизить количество летальных исходов;
б) ГЦП «Развитие сельского здравоохранения», предусматривающая основные мероприятия по материально-техническому оснащению сельских лечебных учреждений, подготовке кадров, привлечению и закреплению медицинских специалистов для работы в сельской местности.
2. Учитывая острую потребность в дополнительном количестве мест в организациях дошкольного образования и в целях стимулирования рождаемости, необходимо разработать и принять Государственную целевую программу «Развитие системы дошкольного образования», которая позволит осуществить реконструкцию старых и строительство новых детских дошкольных учреждений, соответствующих современным требованиям.
3. Разработать законодательные акты, способствующие предупреждению социального сиротства детей, обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений, поддержке муниципальных библиотек и музеев, созданию условий для развития массового спорта среди населения.
4. Несмотря на то, что законом «О государственной молодежной политике» от 21 апреля 2004 года провозглашены государственные приоритеты в этой сфере, направленные на осуществление гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, патриотические молодежные структуры государством экономически не поддерживаются. Отмечается так называемая «европеизация» приднестровской молодежи, спонсируемая европейскими и западными фондами.
Необходимо на законодательном уровне с учетом интересов государственной безопасности выработать единый подход в отношении различного рода иностранных структур, защитить молодежные организации от экстремистских, анти приднестровских и антироссийских международных организаций, а также отрегулировать вопросы визитов иностранцев на территорию ПМР.
Рекомендуется принять закон «О некоторых аспектах деятельности неправительственных организаций на территории ПМР», в котором должен быть предусмотрен механизм государственного контроля иностранных инвестиций, поступающих на счета таких организаций в Приднестровье. Внести изменения в законы «Об общественных об&