ОЛЬВИЯ-ПРЕСС Сегодня христиане отмечают Рождественский
сочельник – день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества
Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во
время которого верующие традиционно воздерживаются от принятия пищи до
появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении
Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.
Само
название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая
рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища
предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ужин в
сочельник – главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о
появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а
иногда на улицу выходили и всей семьей. Если день был пасмурный, просто
дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем
двенадцать блюд – по числу апостолов, – и все постные. В память о яслях, в
которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные
блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7-го числа.
Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у
образов, ставили перед иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем
все семейство принималось за трапезу.
Основными
блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, слив,
изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое
значение: кутья – неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а
взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши
предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. После кутьи
подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копченая и соленая, икра и
селедка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или
постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу – пирожки с
грибами и капустой. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с
маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки,
орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и
заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда,
чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа
только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, без
долгих посиделок за столом и пустых разговоров, считалось необходимым
пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их
вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и
нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после
торжественной Литургии, разрешается есть мясные блюда
В сочельник служатся царские часы
и совершается Литургия св. Василия Великого.
На службе сочельника читается множество отрывков из
Евангелия, повествующих о Рождестве Христовом. Читаются и пророчества о
пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно
услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Впервые поются и главные
песнопения, прославляющие праздник.
Издавна
на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.
В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол
– соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в
напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском
чертоге.
Другая традиция – колядки. Из
небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали
импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на
Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.
Парни «рядились» - переодевались в вывороченные наизнанку
шубы, надевали звериные маски на лица и распевали рождественские гимны.
Именно в Рождественскую ночь, по
народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра
зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями,
прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш
ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.
Различные обряды гадания по
башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю
канули в лета, с укоренением христианства. Не зря говорится, что в Рождественскую
ночь сбываются желания и случаются чудеса
После Сочельника начинаются
Святки, продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних
праздников.
Как
известно, в современных условиях развития общества все большее значение
приобретает необходимость возрождения традиционных духовных,
морально-этических, нравственных и культурных ценностей. Особое место здесь
принадлежит православию.
Памятуя о его особой миссии, впервые за всю историю ПМР, накануне
Рождества, глава государства издал указ
о сокращённом рабочем дне, а не отдал это решать руководителям предприятий и
учреждений.
|