Сердечно
поздравляю Вас с великим торжеством Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и
приветствую Вас словами пасхального ликования: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сегодня наши сердца наполняются радостью, ибо Воскресением Своим Христос, по
слову святителя Мелитона Сардийского, «изводит из рабства – в свободу, из тьмы
– в свет, из смерти – в жизнь, из порабощения – в царство вечное» (О Пасхе,
68). Святая Пасха уже являет то конечное, чаемое всем творением торжество добра
и правды над злом и несправедливостью, во время которого «отрет Бог всякую
слезу с очей, и смерти не будет уже» (Откр. 21. 1).
Для всех, слышащих ныне, подобно
жёнам-мироносицам, Господень призыв «Радуйтесь!» (Мф. 28. 9) должен стать
призывом радостно свидетельствовать всей своей жизнью о победе Воскресшего
Спасителя над грехом и смертью. Для этого нам надлежит стать «новым творением»
(2 Кор. 5. 17), носителями чистоты христианского, духовного и нравственного
идеала.
Желаю Вам светлой и
преображающей радости о Воскресшем Христе, мира, доброго здравия и
преизобильной помощи Божией.
Благочинный Дубоссарского
района протоиерей Виталий Коваль.
Пасха (история праздника)
Пасха Христова — торжество из торжеств. Об
этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний
Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для
всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх
всех праздников...». Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою,
двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением,
призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос
воста, веселие вечное».
Св. Григорий Богослов в своем 45-м Слове на
Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал
из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы.
Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада,
истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств,
столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые,
сколько солнце превосходит звезды».
Слово «Пасха» ведет свое начало от названия
ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от
еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события
исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший
египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских
жилищ проходил мимо.
В христианской Церкви наименование «Пасха»
получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от
земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «...Пасха, Господня
Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе,
победную поющия».
В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление
Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел»,
ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою
совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.
Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить
вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню),
Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь
бессмертия.
Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской
Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала
Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за
ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые
наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или
Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят
из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам
день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали
не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее
праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось
это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с
иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при
св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не
увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали
до Первого Вселенского Собора (325
г.), на котором было вынесено постановление праздновать
Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье
после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы
христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Почему на Пасху красят яйца (Пасхальные
традиции)
С давних времен хранится в Православной
Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел
от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем,
пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и,
поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким
образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь
дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа
– два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам
об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного
воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа –
Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается
жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут
в вечную жизнь и все умершие.
По одной из легенд Мария Магдалина
преподнесла в дар простое яйцо римскому императору Тиверию, рассказав про
воскрешение Христа. Но Тиверий не поверил ей и ответил, что воскрешение Христа
так же невозможно, как и то, что яйцо станет красным. И в тот же миг яйцо стало
красным.