Одно из первых мест поселения казаков – озеро
Атаманское – красивейшая достопримечательность донской земли. Но многие
ли из нас слышали о нем? Бывали там? Когда об этом озере говоришь,
думаешь, смотришь на него – создается странное впечатление заброшенной в
песок жемчужины: сотни и тысячи людей проходят мимо и глядят
безразлично, как на простой камень или кустарную поделку, а то и вовсе
не замечают. Между тем, древнее озеро хранит свои тайны и легенды (не
совсем, кстати сказать, традиционные для таких мест), продолжает
радовать глаз заезжих гостей, и как может справляется с проблемами,
которые подкидывает напряженная современная действительность.
Легенда о грехе, смирении и
Правде
Расположенное в пойме Северского Донца, у хутора Филиппенкова, озеро
Атаманское, как будто не природными силами, а человеческими руками
созданное в форме подковы, имеет одну необычную легенду о своем
происхождении, живущую в народе и по сей день. В своей книге «В раю
Донском» о ней рассказывает фотограф-анималист, журналист, писатель Петр
Иванович Коренев.
«Во времена скифов или амазонок, хазаров или антов, печенегов, а
возможно когда в наших краях жили бродники (предки казаков), семь
братьев близнецов отличились в битве кровавой с чужестранцами.
Истинных воев жаловал у багатица (костра) воевода. Медным голосом
приказал пленным рабам выстроить семь дворцов из дерева красного, с
крышами зелеными, окнами прозрачными. Селище это возвели вокруг кургана
товарищей павших.
Привели сто девиц-рабынь чернявых, чтобы всяк из братьев
высмотрел подругу жизни, и множились они сыновьями себе подобными.
И просили вои воеводу дать им похоть: день и ночь для каждого. На
седьмой день, который следует за субботой, братья известили войску
славному: «Невесту выбрал один из нас, а остальные клятву дали – вечно
быть без женщин».
В словоизлиянии был обман: братья-близнецы влюбились в луноликую
девушку и решили жить с нею все. Ей сказали ложь, что шестеро мужчин
уходят воевать в страны далекие.
После брачной ночи единая жена узнала: все дворцы братьев будут
жилищем страстей, якобы, только для нее и супруга молодого. И ровно день
и ночь будут они заниматься любовью всякий раз в новом ложе, устланном
китайским или согдийским шелком. Так каждый брат тайно предавался
страсти в седьмой день и в седьмую ночь.
Но то, что не знает Бог, женщина знает наверняка: близнецов никто
не различал по лицам, по силе и походке, а лукавая притворщица,
разгадав затею, восприняла зло – от юности своей – безропотно.
И поглотило ее сладострастие, не ведущее ни времени, ни меры,
нарушая чистоту и правила супружества.
Народ любит приукрашивать деяния грешных; поэтому и сейчас говорят,
что извилистая тропинка от одного дворца к другому сохранилась по кольцу
вокруг озера, где хаживала каждое утро единая жена к семерым мужьям.
(прим. П.И. Коренева)
Прошло семь лет, а может быть и тридцать – разбудили духи
мстительные ангела бездны Аполлиона («губителя» по-гречески):
помрачились солнце и воздух от дыма из кладязи. Земля потряслась и
деревья расселись. И не думали о своих грехах семеро братьев, пока не
пришла Правда и не истребила их.
Селище дворцовое воспылало огнем и в земле пропало. На круге том
появилось озеро – кольцо обручальное. На острове снова древа возросли.
Шестеро обманщиков уподобились илу грязному в озере – бездне смирения,
полного зловонного тления. Седьмой брат, который сочинил грех для всех,
пеплом сдвинулся в лохань жуткую – озеро Сорное.
За услаждение с удовольствием, без укрощения страсти, без
бдительного обуздания постыдных невоздержаний Единая супруга братьев с
тех пор лежит змеей одиноко – неприметной степной речкой со странным
названием «Глубокая»…
Подкова на счастье
Романтическая и жестокая легенда, наверное, еще много столетий будет
передаваться из уст в уста. Но есть у озера и вполне достоверная, давняя
и интересная история.
Как пишет П.И. Коренев: «Вроде бы еще в 17 веке на зимнем озере
состязались в кулачных боях-развязках, хотя и не было розно (раздора).
И непременно по льду, как скло (стекло) гладкому, или по сколизи
(гололеду), чтобы самый соябишный (упрямый) мог схилиться (согнуться),
(т. е. уравнивали шансы для каждого). Это и есть так называемая «Казачья
потеха» на Атаманском».
Остров, окруженный Атаманским озером, служил еще первым донским
казакам для сохранения провизии, лошадей, оружия и неопытных молодых
воинов во времена набегов азовских турков и кочевников. При затяжных
войнах на остров вывозили детей, женщин и стариков.
О том, что остров использовался как надежный тыл в пору войн и
набегов свидетельствует тот факт, что по его периметру в то время стояли
«крепости», представляющие из себя, по сути, наблюдательные вышки, а на
мелководье были специальным образом устроены заостренные бревна,
скрытые под водой. Направленные под углом в сторону врага, они могли
серьезно помешать неприятельской коннице атаковать казаков. Хитроумные
ловушки делали казаки на время зимних противостояний: перед первыми
морозами они топили в воде камышовые маты и куги определенной толщины,
которые вмерзали в лед и становились совершенно незаметными. Конечно,
неприятель, будь он пеший или конный, ступая на такую ловушку, тут же
проваливался под лед.
Кроме того, и сама природа, кажется, решила оградить местных воинов и
простых жителей от нападений - озеро вокруг острова состояло во многом
из болотных топей и множества мелких озер со стороны Донца с илистым,
вязким дном.
Предки современных казаков считали воду Атаманского, и даже его туман
священными. По преданию, кто пил озерную воду, тот навсегда прикипал
душой и сердцем к родным местам. Также, по обычаю, здесь купали
новорожденных и идущих в бой донцов.
Примерно в 18 веке озеро стало официальным атаманским резервным
фондом материальной помощи бедным казакам, осиротевшим во время
различных войн семьям. Потом Атаманское сдавали в аренду для желающих, к
примеру, выловить сотню-другую пудов леща или сазана.
Жили здесь казаки по обычаям и традициям казацким и православным…
Так, например, местному «малолетке» из бедняков на вырученные от продажи
рыбы деньги покупали амуницию и другие необходимые вещи задолго до
призыва к земской повинности («отбутки»). Вот как пишет о быте и укладе
этих мест П.И. Коренев: «В церковные праздники на Атаманском
собирались сотни казаков с детьми и женами. Играли песни, устраивали
скачки на донских рысаках, варили казачье ушное с яблоками-кислицей,
пили виноградное вино, и никому после муторно не было.
Воскресные дни были прачечными для казачек в местах определенных.
Это были травяные берега с ветвистыми вербами и тальником, где сушили
хозяйки постиранное белье. Рядом – коровье стойло, где в жаркий полдень
буренок доили, поили и давали отлежаться до холодка.
Почти ежедневно казачата купали лошадей, а жители ближних хуторов
и станиц помнят роскошные купальни для людей на берегу озера. Некоторые
старожилы говорят, что пляжные постройки сохранялись и после войны.
Другие утверждают – все сгорело при бомбежках»…
Экология против экономики
Послереволюционный период истории края продемонстрировал довольно
безответственное отношение к природным дарам древнего, чистого и
богатого озера – рыбу здесь били даже во время нереста, ловили икряную,
не задумываясь о последствиях…
До Великой Отечественной войны на озерном острове славились своей
роскошной величавой красотой тысячелетние дубы-гиганты, тридцатиметровые
тополя, вербы с двухметровым обхватом. По осени крестьяне даже сгоняли
на эти земли своих свиней – там они набирали вес от обильного корма,
порой зимовали здесь и даже плодились без присмотра и контроля…
Но война и тут внесла свои коррективы. Вот об этом слова П.И.
Коренева «узнал я о варварстве фашистских захватчиков в годы
оккупации: «хозяйственные» немцы приводили сотни румын с пилами и
топорами в дубовые рощи острова. Рубили ценную древесину, грузили на
машины и колоннами двигались к железной дороге. Лес отправляли эшелонами
в Германию. (Н. Письменский из поселка Лесного подсказал, что немцы
рубили дуб и в хуторе Плетняковка). И сейчас можно увидеть пни на суше и
в воде когда-то спиленных дубов-исполинов…».
И ХХ, и XXI век, как показала жизнь, особым гуманизмом и
экологичностью не отличились. Атаманское эти беды тоже не обошли
стороной. Сейчас озеро находится в упадке, а рассказы о былом
великолепии природной красоты, роскоши и богатстве местной флоры и
фауны кажутся всего лишь древними легендами и преданиями…
О. Лазуренко
|