Одной из форм казачьей общественной
жизни был сход. При большом сходстве с Казачьим кругом он имел
значительные принципиальные отличия. Сбор
на сход осуществлялся тем же порядком, что и на Круг, но на него, как
правило, приглашались все жители станицы, в том числе и иногородние и
женщины. Принципиальным отличием Схода от Круга было то, что на нём не
проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы и не
ставились проблемы, влияющие на жизнь общины. Если
Круг был организацией, вырабатывающей политическую долгосрочную
программу, выполнял функции законодательного собрания, то Сход был
общественной исполнительной организацией. Соответственно
менялся и порядок проведения схода. По характеру и задачам огромное
многоразличие сходов можно свести к двум разновидностям: очередной, на
котором зачитывались приказы и предложения атамана, чрезвычайный,
посвященный событиям неожиданным, например, оглашению приказа атамана о
борьбе с эпидемиями или о посылке сменных казаков на службу и т. п. (В
этом случае сход проводился Дежурным Есаульцем, при Атаманском
правлении и под председательством атамана или Его заместителя. На сходе
отсутствовал Совет стариков и Священник. Зачитанные писарем приказы и
данные атаманом разъяснения не обсуждались, а принимались к сведению и
немедленному неукоснительному исполнению.) Особым
Сходом (Особливым) были собрания, на которых разбирались тяжбы (не
входящие в компетенцию мирового судьи, или, по мнению казаков, такие,
которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно
и бросили бы тень на казачество). Как правило, это были проступки и
тяжбы не уголовного характера, но которые Атаман не считал себя вправе
разбирать единолично. Когда, по мнению стариков и общественному мнению,
само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить
нравственность казачьего общества, напомнить им о святых казачьих
устоях.
|