Основой любого казачьего общества
(землячество, станица, хутор и т.п.) является семья. Брак—христианское
таинство, семья его святыня и никто не имеет право вмешиваться в жизнь
семьи без её просьбы. Ответственность за всё, что происходит в семье,
несут все её члены, но в большей степени глава семьи—отец. Семьи
могут объединяться по территориальному признаку, по совместной работе
или по иным причинам в небольшие группы (курени, хутора и т. п.). Сюда
же могут входить холостые или одинокие казаки и казачки. Наиболее
уважаемый член этой малой общины становится её главою и принимает
полную ответственность за каждого своего подопечного. Силой,
скрепляющей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к
своему народу и к ближним своим, христианская нравственность и казачий
обычай. Высшим органом любого
казачьего общества является Круг, где все казаки, обладающие правом
голоса, равны. Все решения на Кругу принимаются простым большинством,
прямым голосованием. Тайное голосование у казаков не принято, как
несовместимое с понятием братства и чести. Обычно
круг считается неправомочным, если на нём присутствует менее 2/3
списочного состава общества, нет Совета стариков и священника. Прямым
открытым голосованием Круг избирает Атамана на срок, указанный в уставе
общества (как правило, на 3 года). Традиционно Атаман может выбираться
три срока подряд, после чего его кандидатура три года не выдвигается. Приведение
Атамана к присяге и Крестному целованию на Кругу является одновременно
и Присягой всего Круга на верность и беспрекословное подчинение
Атаману, который равен отцу. Единоличная
власть Атамана ограничена нормами христианской морали, о которой на
Кругу ему вправе напомнить священник, и казачьими обычаями, хранителем
которых должен являться Совет стариков. Без одобрения стариками, без благословения священника, ни одно основополагающее решение Атамана не может быть исполнено. Атаман
предлагает кандидатуры членов Атаманского Правления для утверждения на
Кругу. Во время Атаманства он может сместить или заменить любого из
членов Правления, дав соответствующие разъяснения казакам на Сходе. Состав
и назначение членов Правления определяется Кругом. В промежутках между
Кругами вся полнота власти принадлежит Атаману и Правлению.
Совет стариков является независимой частью Круга (вне Круга члены
Совета стариков обязаны подчиняться Уставу и Атаману на общих
основаниях). Выборы в Совет стариков, его состав и количество решает
каждое казачье общество на кругу. Совет
стариков не имеет права приказывать, но только советовать, опираясь на
обычай. Совет стариков, по решению Учредительного круга может обладать
правом “вето” на решение Атамана и Круга. Власть
стариков исходит не от силы, но от авторитета. Утратив этот авторитет,
по тем или иным причинам, Совет стариков может быть расформирован и
набран в новом составе. Традиционно
суд чести избирался в каждом отдельном случае по жребию из всех
полноправных казаков. По окончании дела расформировывался. Так, каждый
казак мог гласно судить о своём односуме-товарище, карать его или
миловать. Согласно обычаю, решения суда чести, принятые в отсутствие священника и не одобренные Советом стариков, недействительны. Любое
казачье общество вправе приглашать специалистов для решения тех или
иных вопросов, в частности, для контроля над расходованием денежных
средств. Если общество ведет
хозяйственную или иную деятельность, для облегчения работы, для
выполнения конкретных задач оно может принимать в коллективные члены
целые предприятия, объединения и т. п. Однако вступивший в казачье общество коллективный член индивидуальными правами и обязанностями не наделяет. Все
предлагаемые пункты примерного устава могут быть изменены по решению
Круга того или иного казачьего общества. Составители памятки
постарались выделить в этой части наиболее характерные, традиционные
или основанные на традициях черты казачьей демократии, в остальном же
должен быть соблюден главный принцип казачества: воля есть право на
свободный выбор решений! Однако решение должно быть исполнено. Не давши
слово—крепись, давши слово—держись!
|